Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́НТА-ФЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 378-379

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Сысоева

СА́НТА-ФЕ, Сан­та-Фе-де-ла-Ве­ра-Крус (San­ta Fe de la Vera Cruz), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ар­ген­ти­ны, адм. центр пров. Сан­та-Фе. Нас. 415,3 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись); в пре­де­лах аг­ло­ме­рации ок. 850 тыс. чел. На­хо­дит­ся на Ла-Плат­ской низ­мен­но­сти, на пра­во­бе­ре­жье р. Па­ра­на, на пра­вом бе­ре­гу озе­ра-ста­ри­цы Ла­гу­на-Се­ту­баль. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог; с г. Па­ра­на (на ле­вом бе­ре­гу р. Па­ра­на) со­еди­нён под­вод­ным тон­не­лем «Р. Уран­га – К. Силь­ве­ст­ре Бег­нис» (1969; дли­на 2937 м). Ж.-д. ма­ги­ст­ра­лью «Мит­ре» свя­зан с Ро­са­рио и Бу­энос-Ай­ре­сом. Реч­ной порт. Внутр. аэ­ро­порт (1955).

Ос­но­ван в 1573 в рай­оне совр. Кая­сты (в 70 км вы­ше по те­че­нию р. Па­ра­на) кон­ки­ста­до­ром Х. де Га­ра­ем, со­сто­яв­шим на служ­бе у гу­бер­на­то­ра Асун­сьо­на. В 1651 (по др. дан­ным, в 1660) из-за по­сто­ян­ных за­то­п­ле­ний пе­ре­не­сён на ны­неш­нее ме­сто. В 1662 по­стро­ен порт, сыг­рав­ший в даль­ней­шем важ­ную роль в раз­ви­тии го­ро­да. В пе­ри­од Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Ла­тин­ской Аме­ри­ке 1810–26 и в по­сле­дую­щие го­ды за власть над С.-Фе ак­тив­но бо­ро­лись т. н. уни­та­ри­сты и фе­де­ра­ли­сты. С 1853 окон­ча­тель­но в со­ста­ве Ар­ген­ти­ны. В 2003 го­род пе­ре­жил силь­ное на­вод­не­ние, по­след­ст­вия ко­то­ро­го до кон­ца не пре­одо­ле­ны (2015).

Церковь Нуэстра-Сеньора-де-Гуадалупе. 18 – нач. 20 вв. Архитекторы Х. Гонсалес де Сетубаль, Ф. Хавьер де ла Роса.

В цен­тре С.-Фе – ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка и за­строй­ка кон. 19–20 вв. В руи­нах со­хра­ни­лись 1-й гор. со­бор (2-я пол. 16 в.) и фран­ци­скан­ская цер­ковь (16–17 вв.). На пл. 25 мая рас­по­ло­же­ны мон. Сан-Фран­си­ско (1680) и ц. Ком­па­ния-де-Хе­сус (17–18 вв.) в сти­ле ба­рок­ко с эле­мен­та­ми Ре­нес­сан­са, клас­си­ци­сти­че­ские со­бор То­дос-лос-Сан­тос (сер. 17 в., пе­ре­страи­вал­ся в 1-й пол. 19 в., арх. К. Цук­ки, и в сер. 20 в.) и ие­зу­ит­ская кол­ле­гия Не­по­роч­но­го за­ча­тия (сер. 19 в.), Дом пра­ви­тель­ст­ва пров. Сан­та-Фе в фор­мах не­оре­нес­сан­са (1911–1917, арх. Ф. Фер­ра­ри). В С.-Фе также: нео­го­тич. ц. Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-де-Гуа­да­лу­пе (18 – нач. 20 вв., ар­хи­тек­то­ры Х. Гон­са­лес де Се­ту­баль, Ф. Хавь­ер де ла Ро­са), зда­ние Гор. те­ат­ра «1-го мая» в ду­хе эк­лек­тиз­ма (1903–05, арх. А. Плоу), Дво­рец за­ко­но­дат. со­б­ра­ния пров. Сан­та-Фе (1911–14), зда­ние Ху­дож. му­зея «Ро­са Га­ли­стео де Род­ри­гес» (1922). Сре­ди со­ору­же­ний 21 в. – по­строй­ки ар­хит. бю­ро «Biagione/Pe­co­rari Arquitectos», ван­то­вый мост че­рез оз. Ла­гу­на-Се­ту­баль (2000–01, инж. М. Р. Кан­дио­ти; дли­на 295,4 м).

На­уч.-тех­нич. центр Нац. со­ве­та по на­уч. и тех­нич. ис­сле­до­ва­ни­ям (CONICET, 2006). Ву­зы: Нац. ун-т Побережья (UNL; 1889; ста­тус ун-та с 1919; один из ста­рей­ших в стра­не; в его со­ста­ве – неск. на­уч. цен­тров и ла­бо­ра­то­рий, а так­же Му­зей совр. иск-ва, 2000), Ка­то­лич. ун-т С.-Фе (1957; не­го­су­дарств.); Выс­шее пе­да­го­гич. уч-ще и выс­шее уч-ще ком­мер­ции «Д. Гус­ман Силь­ва» (1889), Высшая пе­да­го­гич. шко­ла «Ге­не­рал Х. де Сан-Мар­тин» (1906) и др. Сеть пуб­лич­ных б-к (ста­рей­шая – с 1907), Б-ка и ге­не­раль­ный ар­хив пров. Сан­та-Фе (1921), Гор. б-ка «Про­фес­сор Э. Мут­тис» (1945). Ис­то­рич. ар­хив (1973).

Му­зеи пров. Сан­та-Фе: ес­теств. на­ук «Ф. Аме­ги­но» (1914), изо­бра­зит. искусств «Ро­са Га­ли­стео де Род­ри­гес» (1922), ис­то­рич. «Бри­гад­ный ге­не­рал Э. Ло­пес» (1940); Гор. му­зей изо­бра­зит. ис­кусств «Сор Хо­се­фа Ди­ас и Клу­сель­яс» (1936), Эт­но­гра­фич. и ко­ло­ниаль­ный му­зей «Х. де Га­рай» (1941), ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия и Му­зей кос­мо­нав­ти­ки (1962) и др. Те­ат­ры (муль­ти­жан­ро­вые): Гор. «1 мая» (1905; в его со­ста­ве – Те­ат­раль­ный му­зей), «Ла Тра­моя» (1990), «Ла Аба­дия» (2000), им. Х. Аран­сио син­ди­ка­та ра­бо­чих «Лус и Фу­эр­са» (2008). Cимфонич. ор­кестр С.-Фе (1956). Хор пров. Сан­та-Фе (1961). Куль­тур­ные цен­тры: пров. Сан­та-Фе (1929), «Дом Ис­па­ния» (2007), «Эль Мо­ли­но», «Ла Ре­дон­да» (оба 2010), «Ла Мо­ре­но» (2012). Сев. бо­та­нич. парк «Ин­же­нер Л. Па­ро­ди».

Важ­ный спор­тив­ный центр. Наи­бо­лее по­пу­ляр­ные ви­ды спор­та: фут­бол, ав­то­мо­биль­ные гон­ки, бас­кет­бол, рег­би, тен­нис, скач­ки. Сре­ди круп­ней­ших спор­тив­ных со­ору­же­ний – ста­дио­ны «Бри­гад­ный ге­не­рал Э. Ло­пес» (1946; 47 тыс. мест) и «15 Ап­ре­ля» (1929; 22,3 тыс. мест), ип­по­дром «Лас Фло­рес» (1928). Клуб вод­ных ви­дов спор­та «Ре­га­тас Сан­та-Фе» (1892). В С.-Фе про­хо­ди­ли Ку­бок Аме­ри­ки по фут­бо­лу (2011), мо­ло­дёж­ный чем­пио­нат ми­ра по рег­би (2010); еже­год­но проводятся ме­ж­ду­нар. ма­ра­фон по пла­ва­нию на от­кры­той во­де «Santa Fe – Coronda», па­рус­ная ре­га­та «Не­де­ля Се­ту­баль».

Ос­но­ва эко­но­ми­ки гор. аг­ло­ме­ра­ции С.-Фе – сфе­ра ус­луг (84,4% ВРП, 2012); её ве­ду­щие сек­то­ра: адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги, тор­гов­ля, нау­ка, об­ра­зо­ва­ние и из­дательская дея­тель­ность. Раз­ви­ва­ет­ся ту­ризм (де­ло­вой, куль­тур­но-по­зна­ват., со­бы­тий­ный и др.). Гру­зо­обо­рот реч­но­го пор­та ок. 175 тыс. т (2012). В пром-сти соз­да­ёт­ся 15,6% ВРП (2012). В са­мом С.-Фе дей­ст­ву­ют неск. пред­при­ятий пи­ще­вку­со­вой пром-сти, в т. ч. пи­во­ва­рен­ный за­вод (с му­зе­ем пи­ва, 2006); ТЭС (мощ­ность 125 МВт). Осн. часть пром. пред­при­ятий раз­ме­ща­ет­ся в при­го­род­ной зоне: в тех­но­ло­гич. пар­ке «Ли­то­раль Сен­тро» (в струк­ту­ре CONICET) – по про­из-ву вы­со­ко­тех­ноло­гич. про­дук­ции хи­мии тон­ко­го ор­га­нич. син­те­за (в т. ч. фар­ма­цев­тич. пре­па­ра­тов); в ин­ду­ст­ри­аль­ном рай­оне «По­ли­го­ны» – ли­тья цвет­ных ме­тал­лов, мо­то­ров, ми­нер. удо­б­ре­ний, хи­мич. ве­ществ для лес­ной пром-сти, мою­щих и чис­тя­щих средств, пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. пре­па­ра­тов, строит. материалов, ме­бе­ли и др.; в инду­ст­ри­аль­ном пар­ке «Сау­се-Вье­хо – Сан­то-То­ме» – зап­ча­стей для с.-х. тех­ни­ки, кон­вей­ер­ных ли­ний, цис­терн для пас­те­ри­за­ции мо­ло­ка, ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций, ло­док, ла­ков и кра­сок, стро­ит. мате­риа­лов, ме­бе­ли, из­де­лий из гоф­ро­кар­то­на и ко­жи, мо­лоч­ных про­дук­тов, со­ево­го мас­ла, про­дук­тов из алоэ ве­ра и др.; ТЭС (280 МВт; рас­ши­ря­ет­ся до 420 МВт).

Вернуться к началу