Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САН-ЛУИ́С-ПОТОСИ́

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Соловьёв

САН-ЛУИ́С-ПОТОСИ́ (San Luis Potosí), го­род в центр. час­ти Мек­си­ки, адм. центр шта­та Сан-Лу­ис-По­то­си. Нас. 772,8 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись); вме­сте с г. Со­ле­дад-де-Грась­я­но-Сан­чес и др. на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми об­ра­зу­ет аг­ло­ме­ра­цию с нас. ок. 1,1 млн. чел. Рас­по­ло­жен на Мек­си­кан­ском на­го­рье, к се­ве­ро-вос­то­ку от хреб­та Сьер­ра-де-Са­ка­те­кас. Узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Пон­сиа­но Ар­риа­ги.

Ос­но­ван в 1592 ис­пан­ца­ми близ ме­сто­ро­ж­де­ния се­реб­ра Сер­ро-де-Сан-Пед­ро. По­лу­чил назв. в честь франц. ко­ро­ля Лю­до­ви­ка IX Свя­то­го и круп­ней­ше­го бо­ли­вий­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния се­реб­ря­ных руд По­то­си. С 1824 адм. центр од­но­им. шта­та Мек­си­ки. В 1863, в пе­ри­од анг­ло-фран­ко-ис­пан­ской ин­тер­вен­ции в Мек­си­ке 1861–67, врем. сто­ли­ца стра­ны. В 1888 че­рез го­род про­шла ж. д. Ме­хи­ко – Ла­ре­до (штат Те­хас, США). В окт. 1910 в С.-Л.-П. Ф. И. Ма­де­ро об­на­ро­до­вал т. н. План Сан-Лу­ис-По­то­си, со­дер­жав­ший при­зыв к на­ча­лу Мек­си­кан­ской ре­во­лю­ции 1910–17.

Сан-Луис-Потоси. Панорама исторического центра города. На переднем плане – Потосийский региональный музей на площади Арансасу.

В ис­то­рич. цен­тре – ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка и за­строй­ка ко­ло­ни­аль­но­го вре­ме­ни. На пл. Пла­са-де-Ар­мас рас­поло­же­ны ка­фед­раль­ный со­бор в сти­ле ба­рок­ко (1670–1730, арх. Н. Сан­чес), клас­си­ци­стич. дво­рец пра­ви­тель­ст­ва (1770–98; пе­ре­стро­ен в 1806–27), быв. Ра­ту­ша (19 в.), зда­ние кон­грес­са шта­та в рус­ле эк­лек­тиз­ма (2-я пол. 19 в.). На пл. Пла­са-дель-Кар­мен – ба­роч­ные со­бор Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-дель-Кар­мен (1749–1764; зап. фа­сад в сти­ле чур­ри­ге­ре­ско) и мо­на­стырь ор­де­на бо­сых кар­ме­ли­ток (2-я пол. 18 в.; ны­не му­зей), зда­ние те­ат­ра «Ла-Пас» в сти­ле не­оклас­си­циз­ма (1889–94, арх. Х. Норь­е­га). Сре­ди др. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: мно­го­числ. цер­к­ви в сти­ле ба­рок­ко 17–18 вв., Па­ла­сио-де-Кри­сталь в рус­ле эк­лек­тиз­ма (1909, арх. Э. Меа­да Льюис), мно­го­квар­тир­ные до­ма Па­ла­сио-Мо­ну­мен­таль (1903–09) и Эди­фи­сио-Ипи­нья (1903–12).

По­то­сий­ский ин-т на­уч. и тех­но­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний (2000). Ву­зы: Ав­то­ном­ный ун-т С.-Л.-П. (ведёт историю с 1826; совр. назв. и статус с 1934), По­ли­тех­нич. ун-т (2001); кам­пусы ун-тов Валье-де-Мехико (г. Мехико) и Тек­ми­ле­нио (г. Монтеррей); По­то­сий­ский ин-т изо­бра­зит. искусств (1955; с куль­тур­ным цен­тром им. Р. Гам­боа, 1978), Тех­но­ло­гич. ин-т (1970), Высший тех­но­ло­гич. ин-т (2003) и др. Биб­лио­теч­ная сис­те­ма С.-Л.-П. Му­зеи: По­то­сий­ский ре­гио­наль­ный (1952), изо­бра­зит. иск-ва «Фран­си­ско Кос­сио» (1970), Нац. музей ма­сок (1982), ви­це-ко­ро­лев­ст­ва Но­вая Ис­па­ния (2003), совр. скульп­ту­ры «Фе­де­ри­ко Силь­ва» (2003; зда­ние в сти­ле не­оклас­си­циз­ма, 1907, арх. А. М. Ан­са), ин­те­рак­тив­ный «Ла­бе­рин­то-де-лас-Сьен­си­ас-и-лас-Артес» (2008, арх. Р. Ле­гор­ре­та), совр. иск-ва (2009), ж.-д. «Хе­сус Гар­сия Ко­ро­на» (в зда­нии быв. во­кза­ла в сти­ле ар де­ко, 1930-е гг., ар­хи­тек­то­ры М. Ор­тис Мо­на­сте­рио и Л. Ави­ла) и др. Дом-му­зей мекс. по­эта М. Х. Ото­на. Те­атр «Ла-Пас» (1894; муль­ти­жан­ро­вый). Гор. парк «Тан­га­ман­га» (1985); на его тер­ри­то­рии – Гор. те­атр (ам­фи­те­атр), пла­не­та­рий (с об­сер­ва­то­ри­ей), ак­ва­парк и др.

Спор­тив­ные клу­бы: фут­боль­ный «Ат­ле­ти­ко Сан-Лу­ис» (1957), при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Аль­фон­со Ла­ст­рас Ра­ми­рес» (2002; 35 тыс. мест; так­же про­хо­дят кон­цер­ты); бейс­боль­ный «Сан-Лу­ис-По­то­си Ту­не­рос», вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Вейн­те-де-Новь­ем­бре» (6,5 тыс. мест).

Аг­ло­ме­ра­ция С.-Л.-П. – важ­ный эко­но­мич. центр Мек­си­ки, один из наи­бо­лее бы­ст­ро раз­ви­ваю­щих­ся. Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг, в т. ч. адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги, оп­то­вая и роз­нич­ная тор­гов­ля, об­ра­зо­ва­ние и ту­ри­стич. биз­нес. Ло­ги­стич. парк С.-Л.-П. – один из са­мых со­вре­мен­ных в стра­не. Ор­га­ни­зац. центр круп­но­го с.-х. рай­она (вы­ра­щи­ва­ние на оро­шае­мых зем­лях са­хар­но­го тро­ст­ни­ка, ара­хи­са, ку­ку­ру­зы, сор­го, фа­со­ли, ово­щей, фрук­тов и кор­мо­вых трав; раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та, до­маш­ней пти­цы, овец, коз и сви­ней; про­из-во мё­да). Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти: ма­ши­но­строе­ние, хи­мич., чёр­ная и цвет­ная ме­тал­лур­гия. Пром. пред­при­ятия со­сре­до­то­че­ны гл. обр. в ин­ду­ст­ри­аль­ных пар­ках в юго-вост. час­ти аг­ло­ме­ра­ции. Ма­ши­но­строе­ние пред­став­ле­но за­во­да­ми ком­па­ний: амер. «General Motors» (лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли ма­рок «Chev­rolet», «Daewoo» и «Suzuki»; так­же выпуск транс­мис­сий и др. ав­то­ком­плек­тую­щих) и «Cummins Engine Co.» (ко­лен­ча­тые ва­лы ди­зель­ных дви­га­те­лей), герм. «ThyssenKrupp» (ав­то­мо­биль­ные амор­ти­за­то­ры и ста­би­ли­за­то­ры), швед.-швейц. «ABB Group» (вы­со­ко­вольт­ное обо­ру­до­ва­ние, сис­те­мы кон­тро­ля и ав­то­ма­ти­ки) и мекс. «Mabe» (бы­то­вые элек­тро­при­бо­ры, в т. ч. ма­рок «General Ele­ctric»). Ве­ду­щее пред­при­ятие хи­мич. пром-сти – шин­ный за­вод герм. ком­пании «Continental». Про­кат­ный за­вод ком­па­нии «Aceros DM» (в струк­ту­ре «Grupo SAN»; сталь­ная ар­ма­ту­ра); вы­плав­ка цин­ка, ме­ди и их ра­фи­ни­ро­ва­ние на за­во­дах ком­па­нии «Grupo México». Также про­из-во стро­ит. ма­те­риа­лов (в т. ч. це­мен­та), са­ха­ра, мо­лоч­ных про­дук­тов и про­хла­дит. на­пит­ков; об­ра­бот­ка во­ло­кон ле­чу­ги­льи и са­ка­то­на.

Вернуться к началу