ПИРЕ́Й
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИРЕ́Й (новогреч. Πειραιάς, греч. Πειραιεύς), город на юге Центр. Греции, адм. центр децентрализованной администрации Эгейских о-вов, в периферии Аттика, адм. центр нома Пирей. Нас. 163,7 тыс. чел. (2011, перепись; четвёртый по числу жителей в стране после городов Афины, Салоники и Патры); в пределах урбанизиров. зоны П. (Большого Пирея) ок. 450 тыс. чел. Входит в состав агломерации Больших Афин. Расположен в юго-зап. части Центральной равнины Аттика, на сев.-вост. побережье зал. Сароникос Эгейского м., на п-ове Пираики (Пирейский; на западе омывается водами бухты Пирей, на востоке – зал. Фалирон) и прилегающей территории. Сеть гор. автомобильных и ж.-д. магистралей – часть единой транспортной системы агломерации Больших Афин; соединён с Афинами линией метрополитена. Мор. порт (аванпорт Больших Афин). Ближайшие междунар. аэропорты – афинские Элиникон (в 9 км к юго-востоку) и им. Элефтериоса Венизелоса (в 26 км к востоку).
Первые поселения на Пирейском п-ове зафиксированы в 2600–1900 до н. э. В период античности имел важное стратегич. и торговое значение. После 514 до н. э. афинским тираном Гиппием начато строительство укреплений (приостановлено после его изгнания в 510 до н. э.). В 493/492 до н. э. работы возобновлены Фемистоклом, намеревавшимся сделать из П. гл. базу афинского флота. Во 2-й пол. 5 в. до н. э. осуществлён план регулярной застройки П. (автор – Гипподам из Милета), построены т. н. длинные стены [соединили П. с Афинами и Фалером, превратив их в единую крепость; разрушены после поражения Афин в Пелопоннесской войне (431–404 до н. э.)]. В 4 в. до н. э. сохранял значение воен. и торгового центра: в 393 до н. э. «длинные стены» и укрепления П. восстановлены афинским стратегом Кононом, ок. 330 до н. э. по проекту арх. Филона построен арсенал для флота (Скевотека). В 3 в. до н. э. после ослабления воен.-мор. могущества Афин и перемещения торговых путей на эллинистич. Восток значение П. упало. В 86 до н. э. город взят штурмом и сожжён войсками Суллы, после чего превратился в незначит. поселение. После нападения Алариха I (396 н. э.) не восстанавливался. Активное развитие П. началось после провозглашения Афин столицей независимой Греции (1834); город стал важным торговым и пром. центром, крупнейшим мор. портом и вторым по числу жителей в Греции. В 1869 соединён ж. д. с Афинами (первая ж. д. в стране; ныне линия столичного метрополитена). После поражения Греции в греко-турецкой войне 1919–22 П. – один из центров миграции греков из Малой Азии. 6.4.1941, в день начала Балканской кампании 1941, подвергнут бомбардировке герм. авиацией (потоплено 11 брит. и греч. кораблей), затем оккупирован. 12.10.1944 оставлен герм. войсками (при отступлении были подорваны мн. портовые сооружения), через 2 дня занят брит. армией. К сер. 1950-х гг. восстановлен, началось его активное индустриальное развитие (в 1980-е гг. ряд крупных производств вынесен за пределы города).
В районе бухты Пирей сохранились руины «длинных стен», храма Афродиты, святилища Зевса и Афины и старый мол (у входа в гавань – копия скульптуры Пирейского льва; оригинал установлен в 1318, в 1687 вывезен в Венецию), в районе бухты Зея, в зал. Фалирон, – руины Скевотеки, театра Зея и др. Совр. город выстроен по плану Э. Шауберта (1835), частично возобновившего античную планировку. В 19 – нач. 20 вв. построены: ц. Свт. Николая (1879–1902) и здание гор. театра (1883–95) в стиле неоклассицизма, церкви покровителя П. Свт. Спиридона Тримифунтского (1868–1875), Святых равноапостольных Константина и Елены (1878–82; все – арх. И. Лазаримос), Новая ратуша, фондовая биржа и др. В 1957–58 возведён жилой р-н Айос-Иоанис-Рендис (арх. А. Костантинидис; в сев.-вост. части Большого Пирея). Среди важнейших храмов также: кафедральный собор Св. Троицы (1956–79; в подвале – руины античных построек), церкви Св. Дионисия и Св. Екатерины в неовизантийском стиле, ц. Св. пророка Илии.
П. – важный центр образования и культуры. Ун-т П. (1938), Ин-т технологич. образования П. (1976). Гор. б-ка (одна из крупнейших в стране). Музеи: Греч. морской (1949), археологич. (1966) и др. Гор. театр (1895; драматич., муз. спектакли), концертная эстрада под открытым небом «Театр Веáкио» (1969; в древнем амфитеатре «Скилицио» на холме Кастелла). В р-не Айос-Иоанис-Рендис – «Алу Фан Парк» (2002; крупнейший парк развлечений агломерации Больших Афин) и «Виллидж Парк» (с многофункциональным развлекат. центром «Виллидж Синемас»).
В 1896 в П. проводились соревнования по некоторым видам спорта Игр I Олимпиады в Афинах. Ныне один из крупных спортивных центров страны. Наиболее известны футбольный и баскетбольный клубы «Олимпиакос». Первый из них 41 раз выигрывал чемпионат страны по футболу и 26 раз становился обладателем Кубка Греции; принимает соперников на стадионе им. Г. Какаискакиса (1895; ок. 33,3 тыс. мест). Баскетбольный клуб 10 раз побеждал в чемпионатах страны (1949–2012) и 9 раз становился обладателем Кубка Греции (1976–2011), трижды выигрывал Евролигу (1997, 2012 и 2013); принимает соперников на многофункциональной крытой арене «Мир и Дружба» (1985; ок. 17 тыс. мест). Спортивные сооружения расположены в зоне Олимпийского комплекса «Фалиро» на побережье зал. Фалирон (перестроены к Играм XXVIII Олимпиады 2004 в Афинах). В П. проходили мужские чемпионаты Европы и мира по баскетболу (соответственно 1987 и 1998) и волейболу (1995 и 1994), мн. европ. клубные состязания, матчи волейбольного олимпийского турнира (2004).
Основа гор. экономики – сфера услуг; ведущие сектора – адм., финансовые, транспортно-логистич. услуги (связаны гл. обр. с деятельностью мор. порта), торговля, индустрия туризма и развлечений, образование и здравоохранение. В нач. 21 в. П. – важный организац. центр судоходства в Вост. Средиземноморье. Мор. порт П. – один из крупнейших в Греции. Состоит из гаваней Центр. порта (в бухте Пирей), Зея и Микролимано (в одноим. бухтах зал. Фалирон). Часть грузовых терминалов вынесена на зап. периферию Большого Пирея – в гавани Драпецона, Карацини и Перама. Обслуживает осн. часть внешнеторговых (гл. обр. импортных) перевозок страны, а также мор. сообщение с о. Крит, всеми островами Эгейского и Ионического морей и Вост. Средиземноморьем. Грузооборот ок. 10 млн. т (2011; 3-е место среди греч. портов после Айи-Теодори и Салоники). Ввозятся нефтепродукты, каменный уголь, руды, металлы, зерно, мука, лесоматериалы, машины и оборудование; вывозятся мрамор, цемент, руды, табак и сухофрукты. П. – гл. контейнерный (3,16 млн. контейнеров ДФЭ, 2013) и автомобильный (2,55 млн. шт.) порт страны; по пассажирообороту (17,7 млн. чел., из них 2,1 млн. чел. с круизных лайнеров) входит в число крупнейших в Европе.
В П. на т. н. Акти-Миаули (набережная адм. А. В. Миаулиса) размещаются штаб-квартиры многочисл. судоходных и торговых компаний, а также компаний, специализирующихся на оказании адм., юридич., банковских, страховых и др. услуг в сфере мор. перевозок. В П. базируются Мин-во судоходства и Эгейского моря Греции, офисы стран – членов Междунар. мор. регистра, в т. ч. российского; штаб-квартиры ряда пром., мн. туристич. компаний и др.
П. – значит. индустриальный центр. Традиционно ведущие отрасли – судостроение, судоремонт (осн. часть предприятий – на окраинах П.; осуществляется текущий ремонт судов, заходящих в порт П.) и выпуск смежной продукции. Произ-во пром., строит., водоочистительного и пожарного оборудования, бытовой электротехники, металлоизделий, минер. удобрений, лаков, красок, химикатов для кожевенной, меховой, текстильной пром-сти, текстиля, обуви и продуктов питания (одна из крупнейших в Европе макаронная фабрика итал. компании «Barilla Group»; переработка рыбы и др.).
К западу от П., в гавани Карацини, – ТЭС «Agios Georgios» (мощность 360 МВт); на о. Саламин – гл. база ВМФ Греции «Саламин», памятник битве при Саламине на его вост. оконечности и мон. Фанеромени (1682; фрески 1735) – на западной. К северо-западу, в портах Аспропиргоса и Элефсины, – два НПЗ (мощностью 7,5 млн. т и 5 млн. т сырой нефти в год).