ПАЛЕМБА́НГ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЕМБА́НГ (Palembang), город в Индонезии, адм. центр пров. Юж. Суматра. Нас. 1428,7 тыс. чел. (2012; в пределах гор. агломерации – св. 2,1 млн. чел.); второй по числу жителей на о. Суматра после Медана. Расположен на плоской заболоченной низменности в юго-вост. части о. Суматра, на р. Муси, в начале её обширной дельты, в 80 км от побережья прол. Банка. Крупный транспортный узел: Транссуматранское шоссе, ж.-д. линия Бандар-Лампунг – Лубуклингау, совмещённый речной и мор. порт (мор. суда поднимаются вверх по углублённым до 6,5 м рукавам дельты), паромное сообщение с о. Батам (пров. Кепулауан-Риау) и г. Мунток (пров. Банка-Белитунг), междунар. аэропорт им. Султана Махмуда Бадаруддина II. Гор. территорию пересекают многочисл. реки и ручьи. В период наиболее интенсивных дождей (ноябрь – апрель) П. затапливается, за что получил неофиц. назв. «Венеция Востока».
Основан предположительно в 683 как столица гос-ва Шривиджайя. Первоначально располагался на мор. побережье (за последующие столетия береговая линия сместилась к востоку), являлся крупным торговым центром [вывозились золото (по одной из версий, назв. города произошло от слова limbang – «лоток для промывки золота»), древесина, кофе, перец, позднее – каменный уголь] и мор. портом Юго-Вост. Азии. В 1025 захвачен войсками Чолов, лишился столичного статуса. В 14 в. попал под власть гос-ва Маджапахит. В 1617 основана первая фактория Нидерл. Ост-Индской компании (см. Ост-Индские компании), в 1659 для защиты её служащих построен форт. В 1659–1825 столица султаната Палембанг. В 1811–14 и 1818–21 контролировался англичанами. После упразднения султаната с 1825 под властью Нидерландов. В кон. 1920-х – 1930-е гг. в Юж. Суматре разведаны первые месторождения нефти. В 1942–45 оккупирован японцами. С 1948 столица гос-ва Юж. Суматра, с 1950 адм. центр пров. Юж. Суматра в составе независимой Индонезии.
Река Муси (ширина 500–1100 м) делит город на две неравные части (бóльшая – северная левобережная и южная – правобережная); соединяющий их автомобильный вертикальный подъёмный мост Ампера – «визитная карточка» П. (построен в 1965 на япон. кредиты в качестве компенсации за ущерб, нанесённый в ходе 2-й мировой войны; длина 1177 м, выс. 60 м). Для города характерна плотная 2–4-этажная застройка с отд. многоэтажными офисными зданиями и отелями. Сохранились традиц. дерев. жилые дома с 4-скатными черепичными крышами (т. н. пирамидальные дома). Среди осн. достопримечательностей старой части П. (на правом берегу р. Муси) – Большая мечеть Султана Махмуда Бадаруддина II (1740; минарет – 1753; крупнейшая в пров. Юж. Суматра), форт Куто-Бесак (1797), мэрия (в здании водонапорной башни голл. постройки). К западу от историч. центра находятся Археологич. парки Шривиджайя и Букит-Сегунтанг, где в 1920-е гг. обнаружены каменные стелы с древнемалайскими надписями, статуэтки Будды и др. артефакты, а также захоронения правителей, следы строений эпохи Шривиджайи.
П. – один из крупнейших центров образования и культуры о. Суматра. Среди вузов – ун-ты: «Шривиджайя» (1960; относится к числу ведущих в стране; ряд учебных корпусов находится в г. Индралая), «Мухаммадия Палембанг» (1979), Ун-т П. (1980), «Бина Дарма» (1994), «Индо Глобал Мандири» (UIGM; 2004, статус ун-та с 2008) и др.; Гос. исламский ин-т; Индонез. школа журналистики (2010; первая в стране). Гор. б-ка (1886). Музеи: провинции Юж. Суматра (1984; с коллекцией каменных скульптур мегалитич. культуры бронзового века горного района Пасемах), художественный Махмуда Бадаруддина II [2004; в здании султанского дворца (1823) с каменной статуей Будды и др. артефактами эпохи Шривиджайи], суматранского сонгкета (вышивка золотой и серебряной нитью на шёлковой ткани) и др.
П. – крупный экономич. центр Индонезии. Основа гор. экономики – пром. произ-во. Ведущие отрасли: нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая пром-сть. Действуют металлургич., судостроительные и судоремонтные, цементные заводы. Развиты пищевая и текстильная пром-сть. Осн. сектора сферы услуг: адм. услуги, торговля, транспорт и связь, финансовый бизнес, туризм, образование и здравоохранение. Через порт П. (гл. грузовой и пассажирский терминал – Боом-Бару; расположен на левом берегу р. Муси, к востоку от центра города) осуществляется экспорт сырой нефти (с месторождений к западу от П.), нефтепродуктов, каменного угля, минер. удобрений, натурального каучука, пальмового масла, кофе, чая, хлопка, пряностей, древесины и коры хинного дерева.