Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОЛАМЬЯ́ЙН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 628

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОЛАМЬЯ́ЙН, Мо­ул­мейн, го­род на юго-вос­то­ке Мьян­мы, адм. центр нац. об­лас­ти Мон. Нас. 542 тыс. чел. (2012; в т. ч. ок. 3/4 мо­ны); тре­тий по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны по­сле Ян­го­на (Ран­гу­на) и Ман­да­лая. Рас­по­ло­жен в ле­вой час­ти дель­ты р. Са­лу­ин, близ по­бе­ре­жья зал. Мо­ута­ма (Мар­та­бан) Ан­да­ман­ско­го м. (с за­па­да го­род при­кры­ва­ет от мо­ря о. Би­лу, от­де­лён­ный от ма­те­ри­ка про­то­ка­ми дель­ты). Круп­ный транс­порт­ный узел; свя­зан ав­то­мо­биль­ным и ж.-д. мос­том с пра­вой ча­стью дель­ты р. Са­лу­ин (2006; об­щая дли­на ж.-д. мос­то­во­го пе­ре­хо­да св. 7,6 км). Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог, ж.-д. стан­ция на ли­нии, свя­зы­ваю­щей центр. и юго-вост. райо­ны стра­ны. Мор. порт. Аэ­ро­порт (ре­гу­ляр­ное авиа­со­об­ще­ние с Ян­го­ном).

Да­та ос­но­ва­ния не­из­вест­на. По­сле окон­ча­ния 1-й анг­ло-бирм. вой­ны (см. Анг­ло-бир­ман­ские вой­ны) сто­ли­ца Брит. Бир­мы (1826–52). В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од – центр вы­во­за ти­ко­вой дре­ве­си­ны и рай­она план­та­ций ге­веи; зна­чит. часть на­се­ле­ния го­ро­да со­став­ля­ли анг­ло-бир­ман­цы и анг­ли­ча­не (од­но из пер­вых круп­ных брит. по­се­ле­ний в стра­не, час­то име­но­ва­лось «Ма­лой Анг­ли­ей»).

Центр. часть го­ро­да (вклю­чая рай­он пор­та) рас­по­ло­же­на на се­ве­ро-за­па­де по­лу­ост­ро­ва, об­ра­зуе­мо­го гл. про­то­кой р. Са­лу­ин (на за­па­де), уча­ст­ком рус­ла ре­ки (на се­ве­ре) и р. Джайн, ле­вым при­то­ком р. Са­лу­ин (на вос­то­ке). В чер­те го­ро­да и на ок­ре­ст­ных хол­мах со­хра­ни­лось мно­го буд­дий­ских хра­мов и па­год (па­го­да Чай­тан­лан, 875). Ун-т М. (1953; совр. ста­тус с 1986), Ком­пь­ю­тер­ный ун-т (2000, совр. ста­тус с 2001). Гос. му­зей и б-ка нац. об­лас­ти Мон (1955).

М. – гл. транс­порт­ный и тор­го­вый центр юго-вост. рай­онов стра­ны (в т. ч. экс­порт ле­са и пи­ло­ма­те­риа­лов, гл. обр. ти­ко­вой дре­ве­си­ны). Про­из-во пи­ло­мате­риа­лов, ри­со­очи­стит. пред­прия­тия и др. Сол­неч­ная (вы­ра­ба­ты­вае­мая эле­кт­ро­энер­гия ис­поль­зу­ет­ся для по­лу­че­ния со­ли из мор. во­ды) и ди­зель­ные элек­тро­стан­ции. Тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты ре­мёс­ла и кус­тар­ные про­мыс­лы, в т. ч. из­го­тов­ле­ние зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний. М. из­вес­тен ка­че­ст­вом и раз­но­об­ра­зи­ем про­да­вае­мых на гор. рын­ках тро­пич. фрук­тов и луч­шей в стра­не кух­ней. Раз­ви­ва­ет­ся как центр ту­риз­ма (на мор. по­бе­ре­жье соз­да­ют­ся ку­рорт­ные зо­ны; в ок­ре­ст­но­стях М. – кар­сто­вые пе­ще­ры).

К югу от М. – од­на из круп­ней­ших в ми­ре ста­туй ле­жа­ще­го Буд­ды (дли­на 180 м, вы­со­та 30 м) в мон. Чау­та­лон-Та­ун.

Вернуться к началу