Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАР-ДЕЛЬ-ПЛА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 93-94

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Соловьёв

МАР-ДЕЛЬ-ПЛА́ТА (Mar del Plata), го­род на вос­то­ке Ар­ген­ти­ны, пров. Бу­энос-Ай­рес. Нас. 580,4 тыс. чел. (2010). Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Ат­лан­ти­че­ско­го ок. Ав­то­мо­биль­ное и ж.-д. со­об­ще­ние с Бу­энос-Ай­ре­сом, Баи­ей-Блан­кой и др. круп­ны­ми го­ро­да­ми стра­ны. Мор­ской порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Ас­то­ра Пьяц­цол­лы (1978).

В 1746 на мес­те совр. М.-д.-П. бы­ла за­ло­же­на ие­зу­ит­ская мис­сия (ре­дук­ция; в 1751 ос­тав­ле­на из-за на­па­де­ний ин­дей­цев). С 1857 центр со­ле­ва­ре­ния, во­круг ко­то­ро­го воз­ник­ло по­се­ле­ние Пу­эр­то-де-ла-Ла­гу­на-де-лос-Пад­рес (Puer­to de la Laguna de los Padres). В 1874 оно по­лу­чи­ло офиц. ста­тус по­се­ле­ния и бы­ло пе­ре­име­но­ва­но в Пу­эб­ло-Баль­кар­се (Pueb­lo Balcarce). Со 2-й пол. 19 в. раз­ви­ва­ет­ся как кли­ма­тич. ку­рорт. В 1886 со­еди­не­но же­лез­ной до­ро­гой с Бу­энос-Ай­ре­сом. Ста­тус го­ро­да с 1907. В 1945 в Пу­эб­ло-Баль­кар­се бы­ли ин­тер­ни­ро­ва­ны герм. суб­ма­ри­ны U-530 и U-977. Совр. назв. с 1961.

Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков: зда­ние исп. клу­ба (1892; пе­ре­стро­ено в 1923, ар­хи­тек­то­ры А. Пас­ку­аль, М. Мар­ко); ма­як (1890); со­бор Свя­тых Пет­ра и Се­си­лии (1893–1905, инж. П. Бе­нуа); баш­ни Тор­ре-дель-Мон­хе (1904; пе­ре­строе­на в 1929) и Тор­ре-Тан­ке (1943, арх. К. Лан­ге); ка­зи­но (1936–40, арх. А. Бус­ти­льо); так­же дом ком­по­зи­то­ра А. Виль­ям­са «Каса-дель-Пу­эн­те» в сти­ле мо­дер­низ­ма (1943–1945, арх. А. Виль­ямс, инж. К. Телья). Совр. об­лик го­ро­да оп­ре­де­ля­ет­ся в осн. мно­го­этаж­ны­ми вы­сот­ны­ми зда­ния­ми. НИИ раз­ви­тия рыб­но­го хо­зяй­ст­ва. Нац. ун-т [соз­дан в 1975 объ­е­ди­не­ни­ем Про­вин­ци­аль­но­го (1961) и Ка­то­ли­че­ско­го (1958) ун-тов], Ун-т ФАС­ТА (1992, не­го­су­дар­ст­вен­ный), Нац. шко­ла ры­бо­лов­ст­ва. Пуб­лич­ная б-ка (1899). Му­зеи: совр. иск-ва им. Х. К. Кас­та­ни­но (1945), ес­теств. ис­то­рии им. Л. Се­лья (1938), мо­ря (в кол­лек­ции 30 тыс. ра­ку­шек и др. мор. ор­га­низ­мов), пор­та. Му­зей и куль­тур­ный центр им. В. Окам­по, Ар­хео­ло­гич. му­зей им. Г. Ма­грас­си. М. – ме­сто про­ве­де­ния мн. круп­ных ме­ж­ду­нар. со­стя­за­ний, в т. ч. мат­чей чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу (1978), Пан­аме­ри­кан­ских игр (1995), чем­пио­на­тов ми­ра сре­ди юно­шей до 21 го­да – по фут­бо­лу (2001) и бас­кет­бо­лу (2005); ря­да ме­ж­ду­нар. шах­мат­ных тур­ни­ров (с 1928). Круп­ней­ший ста­ди­он им. Хо­се Ма­рии Ми­нел­ьи (от­крыт в 1978, св. 35 тыс. мест).

Пляж в Мар-дель-Плата. Фото Leandro Kibisz

Бо́ль­шая часть ра­бо­таю­щих за­ня­та в сфе­ре ус­луг (ту­ри­стич. биз­нес, де­ло­вые ус­лу­ги, в т. ч. кон­сал­тин­го­вые и юри­дич., а так­же транс­порт и ло­ги­сти­ка, бан­ков­ское де­ло и др.). М.-д.-П. – один из круп­ней­ших при­мор­ских кли­ма­тич. ку­рор­тов Лат. Аме­ри­ки. Центр ту­риз­ма (ок. 4 млн. чел. в год; гл. обр. пляж­ный и со­пут­ст­вую­щий спор­тив­но-раз­вле­кат. от­дых – спор­тив­ная ры­бал­ка, винд­сёр­финг, па­рус­ный спорт; мор. кру­из­ный ту­ризм). Осн. при­род­ный ле­чеб­ный фак­тор – мяг­кий мор. кли­мат (ср. темп-ры са­мо­го хо­лод­но­го ме­ся­ца ию­ля ок. 10 °С, са­мо­го тё­п­ло­го ме­ся­ца янв. ок. 24 °С); осад­ков ок. 700 мм в год. Про­ве­де­нию кли­ма­то­те­ра­пии бла­го­при­ят­ст­ву­ют об­шир­ные пес­ча­ные пля­жи; к югу от го­ро­да – при­мор­ские кли­ма­тич. ку­рор­ты Ми­ра­мар, Ке­кен, Мар-дель-Сур, Не­ко­чеа. Раз­ви­ты гос­ти­нич­ное хо­зяй­ст­во и рес­то­ран­ный биз­нес. Важ­ное зна­че­ние име­ет де­ло­вой ту­ризм. В М.-д.-П. еже­год­но про­во­дит­ся вы­став­ка-яр­мар­ка «Expopesca», круп­ней­шая в стра­не и од­на из наи­бо­лее зна­чи­мых в Лат. Аме­ри­ке (по­свя­ще­на ры­бо­лов­ст­ву, в т. ч. спор­тив­но­му, и рыб­ной пром-сти: ме­то­дам пе­ре­ра­бот­ки, хра­не­ния и транс­пор­ти­ров­ки ры­бы и мо­ре­про­дук­тов).

Внеш­не­тор­го­вый гру­зо­обо­рот пор­та ок. 1,6 млн. т (2008; ввоз гл. обр. неф­те­про­дук­тов и сжи­жен­но­го га­за че­рез неф­тя­ной тер­ми­нал ком­па­нии «Repsol YPF»; вы­воз рыб­ной про­дук­ции, зер­но­вых, ово­щей). М.-д.-П. – гл. ры­бо­лов­ный порт стра­ны (бо­лее 60% ар­гент. уло­ва; осн. про­мы­сло­вые ви­ды – мер­лан, трес­ка, гор­быль, кам­ба­ла, ан­чо­ус, мор­ской окунь, а так­же кре­вет­ки, каль­ма­ры). Круп­ный центр ры­бо­пе­ре­ра­бот­ки (в пор­то­вой зо­не скон­цен­три­ро­ва­но св. 150 пред­при­ятий – мо­ро­зиль­ные ком­плек­сы, мощ­но­сти по раз­дел­ке и сор­ти­ров­ке, а так­же за­во­ды по про­из-ву рыб­ных кон­сер­вов; ве­ду­щие ком­па­нии – «Hug-Mar S. A.», «Aldimar S. A.», «El Ma­risco S. A.») и осн. ар­гент. экс­пор­тёр ры­бы и мо­ре­про­дук­тов. В пре­де­лах пор­то­во­го ком­плек­са – су­до­строит. за­во­ды «Contessi» (ком­па­нии «Astillero Naval Federico Contessi», с 1965; к 2007 спу­ще­но на во­ду 104 суд­на, в осн. ры­бо­ло­вец­ких с мо­ро­зиль­ны­ми и хо­ло­диль­ны­ми ус­та­нов­ка­ми) и «S. P. I. Astilleros S. A.» (1976; разл. ти­пы су­дов – кру­из­ные, ры­бо­лов­ные, бар­жи, тан­ке­ры, тя­га­чи и др., так­же об­слу­жи­ва­ние и ре­монт су­дов); во­ен.-мор. ба­за ВМФ Ар­ген­ти­ны. В М.-д.-П. – круп­ный мя­со­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий ком­би­нат ком­па­нии «Sa­do­wa S. A.».

К за­па­ду от го­ро­да – ин­ду­ст­ри­аль­ный парк «General Manuel Savio», сре­ди наи­бо­лее зна­чи­мых пред­при­ятий ко­то­ро­го за­во­ды ком­па­ний «QM Equipment S. A.» (обо­ру­до­ва­ние для неф­те­га­зо­до­бы­ваю­щей пром-сти) и «Quimicos Essi­od S. A.» (хим. пре­па­ра­ты и мик­ро­добав­ки пром. на­зна­че­ния), «PepsiCo Snacks Argen­ti­na S. A.» (га­зи­ров. на­пит­ки, чип­сы); так­же пред­при­ятия по про­из-ву фар­ма­цев­тич. пре­па­ра­тов, строй­ма­те­риа­лов, пла­ст­мас­со­вых труб, ме­бе­ли, по пе­ре­ра­бот­ке с.-х. про­дук­ции и дре­ве­си­ны, мо­ро­зиль­ные мощ­но­сти.

Вернуться к началу