Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЛЬМЁ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 687-688

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова
Мальмё. Вид города. Фото Twowells

МА́ЛЬМЁ (Malmö), го­род на юге Шве­ции, адм. центр ле­на Ско­не. Рас­по­ло­жен на вост. по­бе­ре­жье прол. Эре­сунн, на­про­тив г. Копен­га­ген. Нас. 265,7 тыс. чел. (2010), тре­тий по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род Шве­ции (по­сле Сток­голь­ма и Гё­те­бор­га). С при­го­ро­да­ми и го­ро­да­ми-спут­ни­ка­ми (круп­ней­шие – Лунд, Трел­ле­борг, Вел­лин­ге и Эс­лёв) об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию Боль­шой Маль­мё с нас. св. 630 тыс. чел. (око­ло 7% нас. стра­ны). В кон. 20 в. в ре­зуль­та­те ин­те­гра­ции, в т. ч. эко­но­ми­че­ской, с рай­она­ми вост. по­бе­ре­жья Да­нии сфор­ми­ро­вал­ся т. н. Эре­сунн-ре­ги­он, в пре­де­лах ко­то­ро­го сло­жи­лась транс­гра­нич­ная дат­ско-швед­ская по­ли­цен­три­че­ская аг­ло­ме­ра­ция Ко­пен­га­ген – Маль­мё с нас. бо­лее 3,7 млн. чел. (2010, круп­ней­шая в стра­нах Скан­ди­на­вии). Важ­ный транс­порт­ный узел. Вы­со­ко­ско­ро­ст­ные ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли свя­зы­ва­ют М. со Сток­голь­мом, Гё­те­бор­гом, Каль­ма­ром. Мост че­рез прол. Эре­сунн (2000; ком­би­ни­ро­ван­ный ав­то­мо­биль­но-же­лез­но­до­рож­ный пу­те­про­вод, один из круп­ней­ших в ми­ре, общая дли­на 16,4 км) со­еди­ня­ет М. с Ко­пен­гаге­ном. В 2010 официально открыта гор. вы­со­ко­ско­ро­ст­ная ж. д. «City­tun­neln» (дли­на 17 км), ко­то­рая со­еди­ни­ла центр. и юж. час­ти го­ро­да с мос­том Эре­сунн. Про­хо­дя­щие че­рез М. трансъ­ев­ропей­ские ав­то­ма­ги­ст­ра­ли свя­зы­ва­ют его с круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми Шве­ции. С 2001 дей­ст­ву­ет еди­ный мор. пор­то­вый ком­плекс Ко­пен­га­ген – Маль­мё. Авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ют ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­ты Маль­мё-Сту­руп (в 28 км от цен­тра го­ро­да) и Ко­пен­га­ген-Ка­ст­руп (в 24 км).

Упо­ми­на­ет­ся с 12 в. под разл. на­зва­ния­ми. Бы­ст­ро раз­ви­вал­ся с нач. 13 в. как ры­бац­кое по­се­ле­ние и яр­ма­роч­ный центр. В 1275 впер­вые упо­мя­нут как го­род (civitas), в 1353 пре­до­став­ле­ны гор. при­ви­ле­гии (позд­нее не­од­но­крат­но рас­ши­ря­лись). В 15–16 вв. клю­че­вой тор­го­вый парт­нёр Лю­бе­ка в Скан­ди­на­вии, важ­ный пункт тор­гов­ли сель­дью, круп­ный центр че­кан­ки мо­не­ты. В 14–17 вв. за об­ла­да­ние М. шла по­сто­ян­ная борь­ба ме­ж­ду Да­ни­ей и Шве­ци­ей, го­род не­од­но­крат­но за­хва­ты­вал­ся швед. вой­ска­ми. В 1512 в М. был под­пи­сан мир­ный до­го­вор, за­вер­шив­ший вой­ну 1510–1511 ме­ж­ду Ган­зой и Да­ни­ей. В 1-й пол. 16 в. М. – один из це­нт­ров рас­про­ст­ра­не­ния лютеранства в сканд. странах. По Рос­килль­ско­му ми­ру 1658 ото­шёл к Шве­ции. В авг. 1848 ме­сто за­клю­че­ния дат.-прус. пе­ре­ми­рия (см. Дат­ско-гер­ман­ские вой­ны 1848–50, 1864). Ак­тив­ное эко­но­мич. раз­ви­тие го­ро­да с кон. 18 в. свя­за­но с на­ча­лом строи­тель­ст­ва но­во­го круп­но­го пор­та (1775). К сер. 19 в. М. – круп­ный пром. центр Шве­ции, спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся на су­до­строе­нии (вер­фи фир­мы «Kockums», 1840) и про­из-ве со­пут­ст­вую­щей про­дук­ции. В 1970-е гг. кри­зис в от­рас­ли при­вёл к за­кры­тию ве­ду­щих пред­при­ятий, рос­ту без­ра­бо­ти­цы. С кон. 20 в. пер­спек­ти­вы раз­ви­тия свя­за­ны с эко­но­мич. ин­те­гра­ци­ей М. и Ко­пен­га­ге­на в рам­ках Эре­сунн-ре­гио­на.

Мальмё. Ратуша. 1546. Перестроена в 1860-е гг. (архитектор Х. Зеттервалль).

Ста­рая часть го­ро­да со­хра­ни­ла ср.-век. чер­ты. На центр. Боль­шой пл. рас­по­ло­же­ны ре­нес­санс­ные Ра­ту­ша (1546, пе­ре­строе­на в 1860-х гг., арх. Х. Зет­тер­валль), дом Йёр­ге­на Кок­ка (1525), ре­зи­ден­ция гу­бер­на­то­ра (18 в.). Так­же со­хра­ни­лись: ар­хит. ан­самбль Ма­лой пл. с де­рев. стро­е­ния­ми 16 в.; го­тич. ц. Св. Пет­ра (14 в., рес­тав­ри­ро­ва­на в 1890 и 1904–06), кре­пость Маль­мё­хус (1434, пе­ре­строе­на в 1537–42; один из ста­рей­ших со­хра­нив­ших­ся ре­нес­санс­ных зам­ков Скан­ди­на­вии), жи­лые зда­ния 14–18 вв., ц. Ка­ро­ли (1879–80). Сре­ди по­стро­ек 20 – нач. 21 вв.: поч­тамт (1906, арх. Ф. Бо­берг), зда­ние ок­руж­но­го су­да в сти­ле нац. ро­ман­тиз­ма (1916, арх. И. Каль­ман­дер), Гор. те­атр (1933–44, С. Леверентс, Д. Хелль­ден, Э. Лал­лер­стедт; ны­не Опер­ный те­атр), не­бо­скрёб «По­во­ра­чи­ваю­щий­ся торс» [2005, С. Ка­ла­тра­ва (см. илл. к ста­тье о нём), выс. 190 м, со­сто­ит из 9 «ку­бов»]. В нач. 21 в. фор­ми­ру­ют­ся новые­ гор. рай­оны: Зап. га­вань (на мес­те быв. су­до­строит. вер­фей), Хюл­лие, Бру­ста­ден («Го­род-мост», близ мос­та Эре­сунн).

Ун-т М. (1998). В М. – под­раз­де­ле­ния ун-та г. Лунд – Выс­шие шко­лы (ака­де­мии): му­зы­ки (ос­но­ва­на в 1907 как кон­сер­ва­то­рия, совр. назв. с 1971; с 1977 в со­ста­ве ун-та г. Лунд), ис­кусств, те­ат­раль­ная; мед. ф-т. Все­мир­ный мор. ун-т (1983; соз­дан Ме­ж­ду­нар. мор. орг-ци­ей ООН для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции разл. спе­циа­ли­стов в об­лас­ти су­до­ход­ст­ва). Гор. б-ка (1905). Му­зей М. (1841), в его со­ста­ве му­зеи: ху­до­же­ст­вен­ный, при­ро­ды, тех­ни­ки и мо­ре­пла­ва­ния (все – в кре­по­сти Маль­мё­хус или близ неё). Ху­дож. га­ле­рея (1975; совр. иск-во), му­зей совр. иск-ва (2009; в зда­нии быв. элек­тро­стан­ции, 1900). В пор­ту М. – 2 пол­но­мас­штаб­ные дей­ст­вую­щие мо­де­ли тор­го­вых су­дов 14–15 вв. (Когг-му­зей). Опер­ный те­атр (ос­но­ван в 1944 как Гор. те­атр; совр. назв. и ста­тус с 1992), те­атр тан­ца (1995). Пе­ре­движ­ной те­атр «Скон­ская опе­ра» (1993; опе­ры ста­вят­ся в переводе на швед. яз. на раз­ных пло­щад­ках, в т. ч. под от­кры­тым не­бом). Сим­фо­нич. ор­кестр (1925), при нём хор (1975). Ан­самбль совр. му­зы­ки «Ars No­va» (1960). Кон­церт­ный зал М. (1985; 1300 мест). Еже­год­но про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь дет­ских и юно­ше­ских филь­мов (BUFF; март), гор. фес­ти­валь (ав­густ). В М. мно­го пар­ков и рек­реа­ци­онных зон, в т. ч. пар­ки – Ко­ро­лев­ский (1869–70), при зам­ке Маль­мё­хус (1897–1900), Иво­вых пру­дов (1914–15). Парк раз­вле­чений «На­род­ный парк» (1891), парк вод­ных при­клю­че­ний «Aq- va-kul». Бо­та­нич. сад.

М. – один из глав­ных спор­тив­ных цен­тров Шве­ции. «Ста­ди­он­мро­дет» – один из круп­ней­ших в Зап. Ев­ро­пе спор­тив­но-оз­до­ро­ви­тель­ных ком­плек­сов (вклю­ча­ет фут­боль­ную, лег­ко­ат­ле­ти­че­скую, ле­до­вую и др. аре­ны). Ме­сто про­ве­де­ния чем­пио­на­тов Ев­ро­пы по фи­гур­но­му ка­та­нию и мат­чей Куб­ка Дэ­ви­са. Фут­боль­ный клуб «Маль­мё» (ос­но­ван в 1910), вы­сту­паю­щий на «Свед­банк ста­ди­он» (24 тыс. мест), – один из силь­ней­ших в Шве­ции; 16-крат­ный чем­пи­он (в 1944–2010) и 14-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка стра­ны (в 1944–89), фи­на­лист Куб­ка ев­роп. чем­пио­нов (1979). В М. про­хо­ди­ли мат­чи чем­пио­на­тов ми­ра (1958) и Ев­ро­пы (1992) по фут­бо­лу.

М. – вто­рой по зна­чи­мо­сти эко­но­мич. центр Эре­сунн-ре­гио­на (по­сле Ко­пен­га­ге­на) и тре­тий в Шве­ции (по­сле Сток­голь­ма и Гё­те­бор­га). В струк­ту­ре гор. эко­но­ми­ки в кон. 2000-х гг. рез­ко до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то бо­лее 80% ра­бо­таю­щих, в т. ч. в тор­гов­ле и свя­зи – св. 23%, в сек­то­ре де­ло­вых и фи­нан­со­вых ус­луг – ок. 21%, в со­ци­аль­ном об­слу­жи­ва­нии и здра­во­охра­не­нии – ок. 15%, об­ра­зо­ва­нии и НИОКР – ок. 10%, гос­ти­нич­ном и рес­то­ран­ном биз­не­се – ок. 9%; 2009). Наи­бо­лее бы­ст­ро раз­ви­ва­ют­ся ус­лу­ги ло­ги­сти­ки (на ба­зе пор­то­во­го ком­плек­са; гру­зо­обо­рот 18,3 млн. т, в т. ч. 192 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ; ок. 860 тыс. пас­са­жи­ров; 509 кру­из­ных су­дов; 2007), свя­зи и те­ле­ком­му­ни­ка­ций (ве­ду­щая ком­па­ния – «TeliaSonera Sve­rige», один из круп­ней­ших швед. опе­ра­то­ров мо­биль­ной свя­зи и ин­тер­нет-про­вай­де­ров). С кон. 20 в. уси­ли­ва­ет­ся зна­чи­мость М. как де­ло­во­го цен­тра: здесь раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ры и ре­гио­наль­ные пред­ста­ви­тель­ст­ва ря­да круп­ных ком­па­ний (в т. ч. «Vestas Wind Sys­tems A/S» – один из ве­ду­щих ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей вет­ро­энер­ге­ти­че­ских ус­та­но­вок; «Duni AB» – то­ва­ры для сер­ви­ров­ки, хра­не­ния и транс­пор­ти­ров­ки про­дук­тов пи­та­ния) и др. Важ­ное зна­че­ние име­ют ус­лу­ги для пред­при­ятий разл. от­рас­лей пром-сти (в т. ч. уз­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные – под­бор пер­со­на­ла, ана­ли­ти­ко-кон­сал­тин­го­вые, па­тент­ные для био­фар­ма­цев­тич. от­рас­ли). М. – один из цен­тров ме­ж­ду­нар. ту­риз­ма, в т. ч. де­ло­во­го, в стра­нах Скан­ди­на­вии. Здесь про­хо­дят круп­ные те­ма­тич. вы­став­ки и яр­мар­ки (в т. ч. аг­ро­про­мыш­лен­ные, ав­то­мо­биль­ные, иг­ро­вой ин­ду­ст­рии, гос­ти­нич­но­го и рес­то­ран­но­го биз­не­са), кон­фе­рен­ции, се­ми­на­ры и др. ме­ро­прия­тия. Кон­гресс­но-вы­ста­воч­ный центр «Mal­mö- mässan», Центр ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли (пл. 44 тыс. м2), спор­тив­но-кон­церт­ный ком­плекс «Bal­ti­ska hallen» (ок. 4 тыс. мест), тор­го­во-де­ло­вой ком­плекс «Stadens entré» (2009) и др. объ­ек­ты. Воз­рас­та­ет объ­ём ус­луг по ком­плекс­но­му об­слу­жи­ва­нию объ­ек­тов не­дви­жи­мо­сти и при­ле­гаю­щих тер­ри­то­рий (об­слу­жи­ва­ние инж. сис­тем, убор­ка по­ме­ще­ний и тер­ри­то­рий, ох­ра­на объ­ек­тов и др.).

В пром-сти за­ня­то ок. 10% ра­бо­таю­щих. Наи­бо­лее вы­со­ки­ми тем­па­ми с нач. 21 в. раз­ви­ва­ют­ся но­вей­шие про­из­вод­ст­ва, в т. ч. в об­лас­ти ин­фор­ма­ци­он­ных, те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных, иг­ро­вых и др. тех­но­ло­гий. Сре­ди ве­ду­щих раз­ра­бот­чи­ков и про­из­во­ди­те­лей – ком­па­нии «Law­son» (сред­ст­ва про­грамм­но­го обес­пе­че­ния для пред­при­ятий), «Ubisoft Massi­ve» (под­раз­де­ле­ние кон­цер­на «Ubi­soft»; ви­део­иг­ры и др.). М. – один из круп­ней­ших в стра­нах Скан­ди­на­вии рай­онов раз­ви­тия био­тех­но­ло­гий и био­фар­ма­цев­тич. пром-сти, тех­но­ло­гий по за­щи­те ок­ру­жаю­щей сре­ды. Про­филь­ные ком­па­нии (ок. 90% – мел­кие) дей­ст­ву­ют в рам­ках еди­ной н.-и. и ин­но­вац. зо­ны Эре­сунн-ре­гио­на – До­ли­ны Ме­ди­кон (по ана­ло­гии с амер. Си­ли­ко­но­вой до­ли­ной). В струк­ту­ру До­ли­ны Ме­ди­кон вхо­дит рас­по­ло­жен­ный в цен­тре М. на­уч­но-де­ло­вой парк MEDEON (раз­ра­бот­ка и вне­дре­ние био- и мед. тех­но­ло­гий, в т. ч. в об­лас­ти сто­ма­то­ло­гии и зуб­но­го про­те­зи­ро­ва­ния, ис­кусств. оп­ло­до­тво­ре­ния, ди­аг­но­сти­ки и ла­бо­ра­тор­ных ис­сле­до­ва­ний и др.). Важ­ное зна­че­ние со­хра­ня­ет ма­ши­но­строе­ние. Про­из-во су­дов и смеж­ной про­дук­ции («Kockums АВ»), то­п­ли­во­за­пра­воч­но­го обо­ру­до­ва­ния («Dres­ser Wayne AB»), разл. элек­трон­ных сис­тем управ­ле­ния про­из­водств. про­цес­са­ми в пром-сти (в М. – штаб-квар­ти­ра и про­из­водств. мощ­но­сти ком­па­нии «Beijer Ele­ctronics Automation AB»; пред­при­ятие «АВВ Group»), обо­ру­до­ва­ния для до­бы­чи и пе­ре­ра­бот­ки по­лез­ных ис­ко­пае­мых, для стро­ит. ин­ду­ст­рии. В пи­ще­вой пром-сти вы­де­ля­ют­ся про­из-во ма­ка­рон, из­де­лий из кар­то­фе­ля, кон­сер­ви­ров. ово­щей и фрук­тов. Один из наи­бо­лее ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щих­ся сек­то­ров гор. хо­зяй­ст­ва – строи­тель­ст­во (за­ня­то св. 6% ра­бо­таю­щих); круп­ней­шая ком­па­ния – «Skanska Sverige AB».

К югу от М., в Трел­ле­бор­ге, – кру­го­вая кре­пость ви­кин­гов Трел­ле­бор­ген (10 в., ре­кон­ст­рук­ция 1995), руи­ны фран­ци­скан­ско­го мо­на­сты­ря 13 в.; близ Хёлль­ви­ке­на – ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. му­зей под от­кры­тым не­бом «Фо­те­ви­кен» (1995; по­се­ле­ние эпо­хи ви­кин­гов).

Лит.: Isberg A. U. Malmö stads 600-årsjubi­le­um, 1319–1919. Malmö, 1919; Wåhlin T. Mal­mö St Petri kyrka. Malmö, 1919; Meijer C. Mal­mö, Motala, 1968; Tykesson T., Mag­nusson S. B. Arkitekterna som formade Malmö. 2 uppl. Stockh., 1996; Guide till Malmös arkitektur. Stockh., 2001; Ан­то­но­ва Ю. В. Шве­ция. М., 2009.

Вернуться к началу