Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУ́ТОН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 158

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Сокольский

ЛУ́ТОН (Luton), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в Вост. Анг­лии, граф­ст­во Бед­форд­шир; име­ет ста­тус уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Нас. 188,1 тыс. чел. (2010), в т. ч. ок. 40% – им­ми­гран­ты (гл. обр. из Па­ки­ста­на, Банг­ла­деш и Ин­дии; ок. 7% – ев­ро­пей­цы) и их по­том­ки. С со­сед­ни­ми го­ро­да­ми (Дан­стабл и др.) об­ра­зу­ет ко­нур­ба­цию с на­се­ле­ни­ем св. 230 тыс. чел., вхо­дит в т. н. Мет­ро­по­ли­тен­ский рай­он Лон­до­на. Рас­по­ло­жен на р. Ли, в 50 км к се­ве­ру от Лон­до­на. Важ­ный транс­порт­ный узел: Л. при­мы­ка­ет к ав­то­трас­сам Лон­дон – Лидс, Лон­дон – Хо­ли­хед, Лон­дон-Ман­че­стер и др. Ж.-д. со­об­ще­ние с Лес­те­ром, Нот­тин­ге­мом, Шеф­фил­дом и Лид­сом, а так­же Брай­то­ном (че­рез Лон­дон). Аэ­ро­порт (с 1990 его назв. «Лон­дон­ский аэ­ро­порт в Лу­то­не»).

Ос­но­ван в 6 в. анг­ло­сак­са­ми как во­ен. ук­ре­п­ле­ние на р. Ли. Упо­ми­нал­ся в Кни­ге Страш­но­го су­да как Loitone (Linto­ne). С 13 в. из­вес­тен му­ко­моль­ным про­из-вом, с.-х. яр­мар­ка­ми. В 1336 силь­но по­стра­дал от по­жа­ра, от­стро­ен за­но­во. В 17 в. за­ро­ди­лось про­из-во го­лов­ных убо­ров, став­шее в 18 в. глав­ной от­рас­лью гор. эко­но­ми­ки (в 1871 бы­ло за­ня­то око­ло тре­ти на­се­ле­ния Л.). Бы­ст­ро рос в 19 в. (нас. 3 тыс. чел. в 1801; св. 10 тыс. чел. в 1851; 39 тыс. чел. в 1901). С 1876 го­род. К нач. 20 в. шляп­ное про­из-во при­шло в упа­док; Л. раз­ви­вал­ся как центр ав­то­мо­биль­ной пром-сти (с 1905 в Л. ра­бо­тал круп­ней­ший в Ве­ли­ко­бри­та­нии ав­то­сбо­роч­ный за­вод ком­па­нии «Vauxhall») и авиа­строе­ния. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны за­во­ды Л. вы­пус­ка­ли тан­ки и др. про­дук­цию во­ен. на­зна­че­ния; го­род не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся бом­бар­ди­ров­кам герм. авиа­ции.

Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков Л. – ц. Св. Ма­рии (12–15 вв.; с эле­мен­та­ми пер­пен­ди­ку­ляр­но­го сти­ля), ц. Св. Ан­д­рея в рус­ле ар де­ко (1931–32, арх. Дж. Г. Скотт-млад­ший), зда­ние Ра­ту­ши, со­че­таю­щее фор­мы ар де­ко и не­оклас­си­циз­ма (1930–1936). На ок­раи­не Л. рас­по­ло­же­но име­ние Лу­тон-Ху [гл. дом (1766–74, арх. Р. Адам; пе­ре­стро­ен ок. 1830 и в 1903) и пей­заж­ный парк (2-я пол. 18 в., арх. Л. Бра­ун)]. Ун-т Бед­форд­шира (2006). Лу­тон­ский му­зей и ху­дож. га­ле­рея [1928; в ком­плек­се быв. име­ния Вор­да­ун-Парк с пей­заж­ным пар­ком (19 в.) и гл. до­мом (пе­ре­стро­ен в кон. 19 в. в рус­ле тра­диц. ар­хи­тек­ту­ры)]. В круп­ней­шем гор. пар­ке Сто­квуд – му­зей ре­мё­сел и му­зей Мос­сман (кол­лек­ция эки­па­жей 18–20 вв. Дж. Мос­сма­на). «Лайб­ра­ри ти­этр», те­атр «Шляп­ная фаб­ри­ка».

Фут­боль­ный клуб «Лу­тон Та­ун» (ос­но­ван в 1885; вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Ке­ни­лу­эрт Род», св. 10 тыс. мест) – об­ла­да­тель Куб­ка англ. ли­ги (1987/88).

В эко­но­ми­ке го­ро­да до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то ок. 73% ра­бо­таю­щих, в т. ч. в тор­гов­ле, рес­то­ран­ном и гос­ти­нич­ном де­ле – 22%, сек­то­ре фи­нан­со­вых и биз­нес-ус­луг – 16%, об­ра­зо­ва­нии и здра­во­охра­не­нии – 16%, сек­то­ре транс­пор­та и свя­зи – 11%; сер. 2000-х гг.). Об­ще­на­цио­наль­ное и ме­ж­ду­нар. зна­че­ние име­ют ус­лу­ги Лу­тон­ско­го аэ­ро­пор­та, ко­то­рый вхо­дит в груп­пу воз­душ­ных тер­ми­на­лов, об­слу­жи­ваю­щих сто­лич­ный рай­он (9,9 млн. пас­са­жи­ров, 2007). В Л. раз­ме­ща­ют­ся неск. авиа­ком­па­ний, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся на бюд­жет­ных авиа­пе­ре­воз­ках (гл. обр. в го­ро­да Ев­ро­пы); важ­ное зна­че­ние име­ют так­же фи­нан­совые и биз­нес-ус­лу­ги, ус­лу­ги ме­дий­ных ком­па­ний. В пром-сти за­ня­то ок. 20% ра­бо­таю­щих, в строи­тель­ст­ве – ок. 7%. Наи­бо­лее раз­ви­ты ав­то­мо­би­ле­строе­ние (в Л. – штаб-квар­ти­ра и пред­при­ятие брит. ком­па­нии «Vauxhall Motors» – до­чер­ней фир­мы кор­по­ра­ции «General Mo­tors Corporation»; осн. про­из-ва за­кры­ты в 2002, в кон. 2000-х гг. в Л. вы­пус­ка­ют ав­то­фур­го­ны и мик­ро­ав­то­бу­сы) и элек­трон­ная пром-сть (пред­при­ятия итал. ком­па­нии «Selex Galileo» – сред­ст­ва авио­ни­ки; герм. «Siemens» и япон. «Anritsu» – кон­троль­но-из­ме­ри­тель­ное, те­ле­ком­му­ни­кац. обо­ру­до­ва­ние). Со­хра­ня­ет тра­ди­ции шляп­ное про­из-во (ком­па­нии «Balfour Hats», «Failsworth Hats» и др.).

Вернуться к началу