ЛУ́ТОН
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУ́ТОН (Luton), город в Великобритании, в Вост. Англии, графство Бедфордшир; имеет статус унитарного образования. Нас. 188,1 тыс. чел. (2010), в т. ч. ок. 40% – иммигранты (гл. обр. из Пакистана, Бангладеш и Индии; ок. 7% – европейцы) и их потомки. С соседними городами (Данстабл и др.) образует конурбацию с населением св. 230 тыс. чел., входит в т. н. Метрополитенский район Лондона. Расположен на р. Ли, в 50 км к северу от Лондона. Важный транспортный узел: Л. примыкает к автотрассам Лондон – Лидс, Лондон – Холихед, Лондон-Манчестер и др. Ж.-д. сообщение с Лестером, Ноттингемом, Шеффилдом и Лидсом, а также Брайтоном (через Лондон). Аэропорт (с 1990 его назв. «Лондонский аэропорт в Лутоне»).
Основан в 6 в. англосаксами как воен. укрепление на р. Ли. Упоминался в Книге Страшного суда как Loitone (Lintone). С 13 в. известен мукомольным произ-вом, с.-х. ярмарками. В 1336 сильно пострадал от пожара, отстроен заново. В 17 в. зародилось произ-во головных уборов, ставшее в 18 в. главной отраслью гор. экономики (в 1871 было занято около трети населения Л.). Быстро рос в 19 в. (нас. 3 тыс. чел. в 1801; св. 10 тыс. чел. в 1851; 39 тыс. чел. в 1901). С 1876 город. К нач. 20 в. шляпное произ-во пришло в упадок; Л. развивался как центр автомобильной пром-сти (с 1905 в Л. работал крупнейший в Великобритании автосборочный завод компании «Vauxhall») и авиастроения. В годы 2-й мировой войны заводы Л. выпускали танки и др. продукцию воен. назначения; город неоднократно подвергался бомбардировкам герм. авиации.
Среди архит. памятников Л. – ц. Св. Марии (12–15 вв.; с элементами перпендикулярного стиля), ц. Св. Андрея в русле ар деко (1931–32, арх. Дж. Г. Скотт-младший), здание Ратуши, сочетающее формы ар деко и неоклассицизма (1930–1936). На окраине Л. расположено имение Лутон-Ху [гл. дом (1766–74, арх. Р. Адам; перестроен ок. 1830 и в 1903) и пейзажный парк (2-я пол. 18 в., арх. Л. Браун)]. Ун-т Бедфордшира (2006). Лутонский музей и худож. галерея [1928; в комплексе быв. имения Вордаун-Парк с пейзажным парком (19 в.) и гл. домом (перестроен в кон. 19 в. в русле традиц. архитектуры)]. В крупнейшем гор. парке Стоквуд – музей ремёсел и музей Моссман (коллекция экипажей 18–20 вв. Дж. Моссмана). «Лайбрари тиэтр», театр «Шляпная фабрика».
Футбольный клуб «Лутон Таун» (основан в 1885; выступает на стадионе «Кенилуэрт Род», св. 10 тыс. мест) – обладатель Кубка англ. лиги (1987/88).
В экономике города доминирует сфера услуг (занято ок. 73% работающих, в т. ч. в торговле, ресторанном и гостиничном деле – 22%, секторе финансовых и бизнес-услуг – 16%, образовании и здравоохранении – 16%, секторе транспорта и связи – 11%; сер. 2000-х гг.). Общенациональное и междунар. значение имеют услуги Лутонского аэропорта, который входит в группу воздушных терминалов, обслуживающих столичный район (9,9 млн. пассажиров, 2007). В Л. размещаются неск. авиакомпаний, специализирующихся на бюджетных авиаперевозках (гл. обр. в города Европы); важное значение имеют также финансовые и бизнес-услуги, услуги медийных компаний. В пром-сти занято ок. 20% работающих, в строительстве – ок. 7%. Наиболее развиты автомобилестроение (в Л. – штаб-квартира и предприятие брит. компании «Vauxhall Motors» – дочерней фирмы корпорации «General Motors Corporation»; осн. произ-ва закрыты в 2002, в кон. 2000-х гг. в Л. выпускают автофургоны и микроавтобусы) и электронная пром-сть (предприятия итал. компании «Selex Galileo» – средства авионики; герм. «Siemens» и япон. «Anritsu» – контрольно-измерительное, телекоммуникац. оборудование). Сохраняет традиции шляпное произ-во (компании «Balfour Hats», «Failsworth Hats» и др.).