ИОКОГА́МА
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОКОГА́МА, город в Японии, адм. центр префектуры Канагава. Входит в гор. агломерацию Токио; на севере практически слился с г. Кавасаки. Нас. 3649 тыс. чел. (2008), второй по численности населения город страны после Токио. Расположен на юге центр. части о. Хонсю, на зап. побережье Токийского зал. Крупный транспортный узел. Через И. проходит линия «Токайдо-Санъё» (Токио – Фукуока) высокоскоростной ж. д. «Синкансен» (1964; станция Син-Иокогама). Муниципальный метрополитен (с 1972; протяжённость линий 40,4 км, 39 станций; ок. 164 млн. пассажиров в год). Отдельная скоростная линия метро «Минато-Мирай» (2004; 4,1 км, 6 станций) связана с линией «Токю-Тоёко» метрополитена Токио (обеспечивает прямое сообщение между центром И. и токийским р-ном Сибуя).
И. – один из крупнейших портов мира, гл. морской порт Японии (с 1859). Грузооборот 138,2 млн. т (из них внешнеторговые грузы 87,3 млн. т, внутренний каботаж 50,9 млн. т) и 3,2 млн. контейнеров ДФЭ (2006). В 2006 ввезено 44,9 млн. т внешнеторговых грузов (в т. ч. сырая нефть 15,6%, сжиженный природный газ 14,7%), отправлено 42,4 млн. т (в т. ч. автомобили 33,9%, комплектующие к автомобилям 12,8%, продукция машиностроения 12%). Перевалка контейнеров осуществляется с 1968; с 2001 действует первый в Японии глубоководный (16 м) контейнерный терминал. В 2002 открыт новый пассажирский терминал (по проекту брит. фирмы «Foreign Office Architects», принимает круизные суда). Паромное сообщение с рос. портом Находка (с 1958).
В период правления в Японии рода Токугава (1603–1867) – рыбацкий посёлок. В 1854 недалеко от И., в м. Канагава, был подписан японо-амер. договор о мире и дружбе, положивший начало открытию Японии для внешнего мира. После заключения в 1858 японо-амер. торгового договора порт И. стал
гл. центром междунар. торговли в Японии (после 1868 специализировался в осн. на торговле шёлком с Великобританией). В 1871 в И. вышла первая япон. ежедневная газ. «Иокогама симбун». В 1872 по проекту англ. инженеров построена первая в Японии ж.-д. линия, соединившая И. с Симбаси (в черте Токио). Статус города с 1889. С нач. 20 в. И. – быстроразвивающийся пром. центр. В 1923 город сильно пострадал от землетрясения и пожара. В 1945 подвергся интенсивным бомбардировкам амер. ВВС. Во время амер. оккупации Японии (1945–51), а также в период корейской войны 1950–1953 через И. осуществлялись переброска и снабжение амер. войск. С 1956 город центр. подчинения.
Деловые кварталы приближены к порту, близ которого в р-не Каннай после 1859 начали размещаться дипломатич. миссии, представительства иностр. торговых компаний; там же сформировался кит. квартал Тюкагай (или Чайна-таун), крупнейший в Японии и один из крупнейших в мире (более 500 ресторанов и магазинов). В р-не Каннай сохранились здания 1920–30-х гг., построенные в европ. стиле. К югу от порта – жилой р-н Яматэ, застроенный виллами иностранцев (19 – нач. 20 вв.). С 1983 реализуется проект создания на насыпном грунте многофункционального гор. квартала Минато-Мирай 21 («Порт будущего, 21 в.»; пл. 35,6 га). Здесь расположены самый высокий в стране небоскрёб «Лендмарк-тауэр» (1993; выс. 296 м, 70 этажей; арх. Х. Стаббинс-младший), 3 корпуса торгового центра «Куинс-скуэр», отели «Пан-Пасифик» и «Гранд-континентал», Дворец междунар. конгрессов «Пасифико-Иокогама» (1991), колесо обозрения (1989; выс. 112,5 м), Ин-т передовых исследований Ун-та ООН. Среди др. достопримечательностей И. – буддийские храмы Гумёдзи (737, перестроен в 17–18 вв.), Шомиёдзи (1258, перестроен в 19 в.; сад с мостом и прудом), Содзидзи (восстановлен после пожара 1898), католич. церковь Яматэ, здание администрации префектуры Канагава (1966; арх. Дзюндзо Сакакура), башня «Марин-тауэр» (1961; выс. 106 м, самый высокий в мире маяк), подвесной мост через бухту И. (1980–89; общая длина 860 м, гл. пролёт – 460 м).
НИИ текстиля. 11 вузов (в т. ч. 3 гос. ун-та). Б-ка Канадзава (с 1275 в храме Сёмё, коллекция старинных япон. и кит. книг и документов, музей). Историч. архив И. (1981; в здании бывшего брит. генерального консульства, 1931; постоянная и сменные экспозиции по истории И.). 42 музея (2006), в т. ч. «Центр науки Иокогамы» (общеобразоват. научно-технич. музей с планетарием, 1984), кукол (1986, более тысячи игрушек из разных стран), худож. (1989), морской (с историч. парусником «Ниппон-Мару», 1930; музей с 1989), япон. лапши (1994), историч. (1996), прессы (2000), евразийских культур, градостроит. развития И., торгово-промышленный, шёлка, гравюр, трамваев, совр. литературы и др. Многочисл. театры: кабуки, совр. драмы, традиционный в стиле «но» (1996) и др. Парки: Санкэй-эн (1906; в традиц. япон. стиле; собраны старинные здания, привезённые из др. районов страны, в т. ч. 500-летняя трёхъярусная пагода), Ногэяма (сады, театр под открытым небом, концертный зал), Ямасита (1925–30; на насыпном грунте из обломков зданий, разрушенных при землетрясении 1923), Минато-но-Миэру-Ока-Коэн («Парк с видом на порт»; 1962). На юге И., на искусственном о. Хаккейдзима (1993), – парк развлечений с крупнейшим в Японии океанариумом (св. 100 тыс. морских животных). Зоопарки: Зурасия (1998), Канадзава, Ногэяма. Ежегодно проводятся праздник порта с междунар. костюмированным парадом (с 1953), фестиваль франц. фильмов (с 1993). Иностр. кладбище (св. 4 тыс. могил), на котором в 1853 были похоронены 300 рус. матросов с крейсера «Аскольд».
Футбольный клуб «Иокогама Ф. Маринос» выступает на стадионе «Ниссан» (77,3 тыс. мест); 5-кратный чемпион Японии (1989–2004), обладатель азиат. Кубка кубков (1993). В 1961 проходил чемпионат мира по греко-римской и вольной борьбе, в 2002 – матчи чемпионата мира по футболу (в т. ч. финал).
И. – крупный деловой и пром. центр, важный объект туризма (ок. 40 млн. чел., из них с ночлегом 4,6 млн. чел., 2006; по посещаемости 2-е место в Японии после Токио). В городе расположены япон. центр. офисы междунар. корпораций (ITT, «Kodak» и др.), штаб-квартиры и производств. мощности крупнейших пром. и торговых фирм Японии, в т. ч. «NHK Spring Co.», «Kyosan Electric Manufacturing Co.», «Trinity Industrial Corporation» (произ-во комплектующих для автомобильной и аэрокосмической пром-сти), «Shibaura Mechatronics Corporation», JVC, «Computer Institute of Japan», «I-Net Corporation» (электроника и программное обеспечение), «Create Medic», «Techno Medica» (мед. оборудование), «Chiyoda Corporation», «Shinko Plantech» (оборудование для переработки нефти и газа), «Anest Iwata Corporation» (пневмотехника), «Furukawa Battery Co.» (аккумуляторы и электрооборудование), «A&A Material Corporation» (строит. материалы), «Nippon Formula Feed Manufacturing Co.», «Coca-Cola Central Japan», «Takanashi Milk Products» (продукты питания и напитки) и др. В И. размещаются также штаб-квартиры крупных япон. фирм в сфере пром. и гражд. строительства («JGC Corporation», «Suruga Corporation»), операций с недвижимостью («Nice Holdings», «Land», «Yoko Toshikaihatsu»), логистики («Utoc Corporation», «Alps Logistics»), торговли и обществ. питания («Sagami Corporation», «CFS Corporation», «Three F») и др.
И. входит в пром. зону Кэйхин. Ведущая отрасль – машиностроение (ок. 40% стоимости пром. продукции), в т. ч. произ-во автомобилей (завод компании «Nissan», 859 тыс. в 2006), электронного и телекоммуникац. оборудования, др. наукоёмкой продукции. Развиты также нефтеперерабатывающая (ок. 24%; НПЗ компании «Nippon Petroleum Refining» – «Negishi Yokahama», мощность 385 тыс. барр./сут, и «Yokohama», 115 тыс. барр./сут), пищевая (13,6%; в т. ч. пивоваренный завод компании «Kirin») пром-сть. 2 ТЭС: «Иокогама» (3,5 тыс. МВт) и «Минами-Иокогама» (1,2 тыс. МВт).