Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗВО́ЛЛЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 340

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Стрелецкий; Г. А. Шатохина-Мордвинцева (история)

ЗВО́ЛЛЕ (Zwolle), го­род в сев.-вост. час­ти Ни­дер­лан­дов, адм. центр пров. Ове­рэйс­сел. Один из наи­бо­лее бы­ст­ро рас­ту­щих го­ро­дов стра­ны. Нас. 114 тыс. чел. (2007; 50 тыс. в 1951; 76 тыс. в 1970; 88 тыс. в 1985; 111 тыс. чел. в 2004); в кон. 20 – нач. 21 вв. в со­ста­ве гор. на­се­ле­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся до­ля им­ми­гран­тов. Рас­по­ло­жен на р. Эйс­сел и ка­на­ле Звар­те-Ва­тер. Один из ве­ду­щих в стра­не ж.-д. уз­лов (по гру­зо­обо­ро­ту ж.-д. транс­пор­та ус­ту­па­ет толь­ко Ут­рех­ту и Рот­тер­да­му); в З. схо­дят­ся же­лез­ные до­ро­ги на Ут­рехт (да­лее в круп­ней­шие го­ро­да ко­нур­ба­ции Ран­стад), Де­вен­тер, Гро­нин­ген, Энс­хе­де (да­лее в Гер­ма­нию), Ал­ме­ло; стро­ит­ся (2007) но­вая ж.-д. ли­ния «Ган­за» (Звол­ле – Ле­ли­стад). Круп­ный узел ав­то­мо­биль­ных до­рог. Порт на внутр. вод­ных пу­тях.

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1040. В 1230 да­ро­ва­но гор. пра­во. C 1407 чл. Ган­зы, в 1438 по­лу­чил ста­пель­ное (склад­ское) пра­во. В 14–16 вв. при­об­рёл ог­ром­ное зна­че­ние как тор­го­во-транс­порт­ный центр, осо­бен­но в сфе­ре по­ста­вок зер­на и рыб­ной про­дук­ции; вёл об­шир­ную тор­гов­лю с др. ни­дерл. го­ро­да­ми, се­ве­ро­мор­ски­ми и бал­тий­ски­ми стра­на­ми. В кон. 14–15 вв. важ­ный центр дви­же­ния Devotio moderna. С 1448 им­пер­ский го­род. C 1528 в сень­о­рии Ове­рэйс­сел, вклю­чён­ной в со­став ни­дерл. про­вин­ций Бур­гунд­ско­го окр. Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии. В сер. 1530-х гг. один из цен­тров ана­бап­тиз­ма (см. Ана­бап­ти­сты). С 1556 под вла­стью исп. Габс­бур­гов. По Ут­рехт­ской унии 1579 вме­сте с пров. Ове­рэйс­сел ото­шёл к Рес­пуб­ли­ке Со­еди­нён­ных про­вин­ций. В 1795–1806 в Ба­тав­ской рес­пуб­ли­ке, за­тем в Гол­ланд­ском ко­ро­лев­ст­ве 1806–10 (адм. центр деп-та Ау­де-Эйс­сел, позд­нее деп-та Ове­рэйс­сел). В пе­ри­од ан­нек­сии ни­дерл. зе­мель Франц. им­пе­ри­ей (1810–13) адм. центр деп-та Мон­ден-ван-де-Эйс­сел (франц. назв. Буш-де-л’Исель). С 1814 адм. центр пров. Ове­рэйс­сел Ни­дерл. ко­ро­лев­ст­ва. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ван на­ци­ст­ской Гер­ма­ни­ей (май 1940). Один из цен­тров Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. Ос­во­бо­ж­дён ка­над. вой­ска­ми 14.4.1945.

Со­хра­ни­лись: ос­тат­ки гор. стен (14 в.) с во­ро­та­ми Сас­сен­порт (1406–08), позд­не­го­тич. ц. Св. ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (1406–46), ка­то­лич. ц. Воз­не­се­ния Бо­го­ма­те­ри (1394–1417; баш­ня Пе­пер­бус, 1463–84, надстроена в 1540, 1727, 1828), до­ми­никан­ский мон. (15 в.), Ра­ту­ша (1448), Дом гиль­дии (1571). Выс­шая тех­нич. шко­ла, Хри­сти­ан­ский ин-т Винд­схейм (с 2004 фи­ли­ал ам­стер­дам­ско­го Сво­бод­но­го ун-та), Выс­шая шко­ла жур­на­ли­сти­ки. Му­зеи: Го­род­ской, «Эко­дром» (гео­эко­ло­гич., био­эко­ло­гич. и па­лео­нто­ло­гич. экс­по­зи­ция), на­ив­но­го иск-ва (един­ст­вен­ный в Ни­дер­лан­дах) и др. Гор. те­атр.

В эко­но­ми­ке (дей­ст­ву­ет 4300 пред­при­ятий и фирм, все­го за­ня­то св. 75 тыс. чел.; сер. 2000-х гг.) пре­об­ла­да­ет сфе­ра ус­луг (ок. 4/5 ра­бо­таю­щих); её осн. сек­то­ра – тор­гов­ля, фи­нан­со­вые, де­ло­вые и ком­мерч. ус­лу­ги, сек­тор управ­ле­ния (свя­зан с по­ли­ти­ко-адм. функ­ция­ми З. как цен­тра про­вин­ции). З. – важ­ный центр тран­зит­ных пе­ре­во­зок (боль­шое зна­че­ние име­ет раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры ло­ги­сти­ки и оп­то­вой тор­гов­ли). Гл. от­рас­ли пром-сти – об­щее и транс­порт­ное ма­ши­но­строе­ние, элек­тро­тех­ни­че­ская, элек­трон­ная, ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щая. В З. рас­по­ло­жен один из круп­ней­ших ни­дерл. за­во­дов по сбор­ке гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей (с 1964; до­чер­нее пред­при­ятие швед. кон­цер­на «Sca­nia»). За­вод ком­па­нии «Wartsila NSD Nederland» (60% ак­ций при­над­ле­жит фин.-швед. кор­по­ра­ции «Wartsila NSD», 40% – ни­дерл. кон­цер­ну «Stork N. V.») вы­пус­ка­ет энер­го­ус­та­нов­ки для элек­тро­стан­ций и су­дов; име­ют­ся пред­при­ятия по про­из-ву ди­зель-мо­то­ров. За­вод фир­мы «Van der Horst Holland» (до­чер­няя ком­па­ния ме­ж­ду­нар. кор­по­ра­ции «Diesel Marine International», DMI) – един­ст­вен­ное в Ни­дер­лан­дах пред­при­ятие по вос­ста­нов­ле­нию из­но­шен­ных де­та­лей су­до­вых дви­га­те­лей. В хи­мич. пром-сти вы­де­ля­ет­ся про­из-во ис­кусств. во­ло­кон, фар­ма­цев­тич. про­дук­ции и то­ва­ров бы­то­вой хи­мии. Ком­па­ния WAVIN (штаб-квар­ти­ра и осн. про­из-во в З.) – один из ве­ду­щих в Ев­ро­пе про­из­во­ди­телей пла­ст­мас­со­вых труб для пром. и гражд. строи­тель­ст­ва. Пред­при­ятия по­ли­гра­фич., тек­стиль­ной, швей­ной, пи­ще­вой (в по­сёл­ках Вей­хе и Олст, вхо­дя­щих в со­став пром. уз­ла З., – круп­ные мя­со­кон­серв­ные пред­при­ятия) пром-сти; мас­тер­ские по ре­мон­ту ж.-д. тех­ни­ки. Ту­ризм.

Вернуться к началу