«ЕРМА́К»
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЕРМА́К», рос. ледокол, одно из первых в мире судов, способных форсировать тяжёлые льды (до 2 м толщиной) и обеспечивать безопасную проводку судов в Балтийском море. Был заложен на стапелях англ. фирмы «Armstrong, Whitworth 8 C» в Ньюкасле в 1897 по заказу России; вступил в строй в 1899. Водоизмещение 8730 т, длина 97,5 м, ширина 21,6 м. Назван в честь казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Идея создания принадлежала С. Ю. Витте; руководство по составлению технич. задания и постройку осуществлял С. О. Макаров, под командованием которого ледокол совершил (1899) своё первое плавание в Арктику, окончившееся неудачно близ архипелага Шпицберген из-за повреждений корпуса и поломки винтов; ледокол был отправлен в ремонт. В 1901 снова ушёл в арктич. экспедицию, а затем вернулся в Балтийское море. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота 1918, в снятии со льдины зимой 1938 экипажа станции «Северный полюс-1» во главе с И. Д. Папаниным. Во время Вел. Отеч. войны обеспечивал проводку кораблей через льды Балтийского моря. Награждён орденом Ленина (1949). Выведен из эксплуатации в 1963. На смену «Е.» в 1974 был построен новый 7-палубный ледокол с тем же названием.