Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЕРМА́К»

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 691

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ледокол «Ермак».

«ЕРМА́К», рос. ле­до­кол, од­но из пер­вых в ми­ре су­дов, спо­соб­ных фор­си­ро­вать тя­жё­лые льды (до 2 м тол­щи­ной) и обес­пе­чи­вать безо­пас­ную про­вод­ку су­дов в Бал­тий­ском мо­ре. Был за­ло­жен на ста­пе­лях англ. фир­мы «Armstrong, Whit­worth 8 C» в Нью­кас­ле в 1897 по за­ка­зу Рос­сии; всту­пил в строй в 1899. Во­до­из­ме­ще­ние 8730 т, дли­на 97,5 м, ши­ри­на 21,6 м. На­зван в честь ка­зачь­е­го ата­ма­на Ер­ма­ка Ти­мо­фее­ви­ча. Идея соз­да­ния при­над­ле­жа­ла С. Ю. Вит­те; ру­ко­во­дство по со­став­ле­нию тех­нич. за­да­ния и по­строй­ку осу­ще­ст­в­лял С. О. Ма­ка­ров, под ко­ман­до­ва­ни­ем ко­то­ро­го ле­до­кол со­вер­шил (1899) своё пер­вое пла­ва­ние в Арк­ти­ку, окон­чив­шее­ся не­удач­но близ ар­хи­пе­ла­га Шпиц­бер­ген из-за по­вре­ж­де­ний кор­пу­са и по­лом­ки вин­тов; ле­до­кол был от­прав­лен в ре­монт. В 1901 сно­ва ушёл в арк­тич. экс­пе­ди­цию, а за­тем вер­нул­ся в Бал­тий­ское мо­ре. Уча­ст­во­вал в Ле­до­вом по­хо­де Бал­тий­ско­го фло­та 1918, в сня­тии со льди­ны зи­мой 1938 эки­па­жа стан­ции «Се­вер­ный по­люс-1» во гла­ве с И. Д. Па­па­ни­ным. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны обес­пе­чи­вал про­вод­ку ко­раб­лей че­рез льды Бал­тий­ско­го мо­ря. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1949). Вы­ве­ден из экс­плуа­та­ции в 1963. На сме­ну «Е.» в 1974 был по­стро­ен но­вый 7-па­луб­ный ле­до­кол с тем же на­зва­ни­ем.

Лит.: Ма­ка­ров С. О. «Ер­мак» во льдах. СПб., 1901; Сла­вин­ский Е. И. Ле­до­кол «Ер­мак» и его дея­тель­ность в При­бал­тий­ских пор­тах. [Ре­вель], 1911; Смир­нов К. Д. Ле­до­кол «Ер­мак»: (К 100-ле­тию оте­че­ст­вен­но­го ле­до­ко­ло­строе­ния) // Су­до­строе­ние. 1999. № 3.

Вернуться к началу