Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАРО́УН ПРАВИЛЬНО ШАРУ́Н ХАНС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 701-702

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Д. Б. Сухин

ШАРО́УН, пра­виль­но Шару́н (Scharoun) Ханс (Берн­хард Ханс Хен­ри) (20.9.1893, Бре­мен – 25.11.1972, Зап. Бер­лин), нем. ар­хи­тек­тор. Учил­ся в Выс­шей тех­нич. шко­ле в Шар­лот­тен­бур­ге (1912–14). Объ­е­ди­нил экс­прес­сио­низм

 >>
и мо­дер­низм
 >>
в кон­цеп­ции «ор­га­нич­ной ар­хи­тек­ту­ры». Уча­ст­во­вал в вос­ста­нов­ле­нии Вост. Прус­сии по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны; пер­вым во­пло­тил при­зыв Б. Тау­та
 >>
к цвет­ной ар­хи­тек­ту­ре (1919): жи­лой мас­сив «Пё­ст­рый ряд» в Ин­стер­бур­ге (1921–24; ны­не Чер­ня­ховск; един­ст­вен­ная со­хра­нив­шая­ся на тер­ри­то­рии РФ ра­бо­та Ш.). Чл. объ­е­ди­не­ний «Стек­лян­ная цепь» (1919–1920) и «Коль­цо» (1926–33). В 1925 сфор­му­ли­ро­вал те­зис о зда­ни­ях как «ис­пол­нит. ор­га­нах» про­ис­хо­дя­щих в них про­цес­сов жиз­ни, ра­бо­ты и пр. («ор­га­нич. функ­цио­на­лизм»), с от­ка­зом от аб­ст­ракт­ных гео­мет­рич. форм, су­ще­ст­вую­щих вне кон­крет­но­го пла­ни­ро­воч­но­го за­да­ния. По­стро­ил на вы­став­ках «Не­мец­ко­го Вер­кбун­да»
 >>
(чл. в 1916–33, 1949–1972) в Вай­сен­хо­фе (Штут­гарт) 2-этаж­ную вил­лу (1927), в Бре­слав­ле – «дом для хо­ло­стя­ков» с 1,5-этаж­ны­ми сквоз­ны­ми квар­ти­ра­ми (1928–29). С 1930 в Бер­ли­не: мик­ро­рай­он «Си­менс­штадт» на ок. 1400 квар­тир (1929–31; Ш. раз­ра­бо­тал гра­до­стро­ит. про­ект и 3 зда­ния; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия
 >>
). Вил­лы Шмин­ке в Лё­бау (1930–1933), Бен­ша и Флау­ма (1935), Мор­ман­на (1938–39), Эн­дел­лей (1939–40) и др. в Бер­ли­не – «пе­ре­те­каю­щие» ин­терь­е­ры, па­но­рам­ные ок­на, зим­ние са­ды (по­сле 1933 – за пред­пи­сан­ны­ми архит. цен­зу­рой тра­диц. фа­са­да­ми). Со­ав­тор «Кол­лек­тив­но­го пла­на» пре­вра­ще­ния Бер­ли­на из ра­ди­аль­но­го «гос­под­ско­го» в «де­мо­кра­ти­че­ский» ли­ней­ный го­род по до­ли­не р. Шпре (1945). Квар­ти­ры в вы­сот­ном жи­лом ком­плек­се «Ро­мео и Джуль­ет­та» (Штут­гарт, 1954–59; 1-й герм. кон­до­ми­ни­ум) и в мик­ро­рай­оне «Шар­лот­тен­бург-Север­ный» (Зап. Бер­лин, 1954–61, 3700 квар­тир) от­ли­ча­ют мно­го­об­ра­зие и ра­цио­наль­ность пла­нов, од­но­вре­мен­но уеди­не­ние и «со­циа­ли­за­ция» жиль­ца. Совм. с те­ат­ро­ве­дом М. Ашен­брен­нер раз­ра­бо­тал идею «апер­спек­тив­ной» сце­ны с ши­рот­ным го­ри­зон­том (те­атр в Вольфс­бур­ге, 1965–73). Шко­лы им. Шол­лей в Лю­не­не (1956–62) и в Мар­ле-Дре­ве­ре Юж­ном (1960–71) от­ве­ча­ют фор­мой клас­сов («иг­ро­вых», «убе­жищ» и «ау­ди­то­рий») ми­ро­ощу­ще­нию взрос­лею­ще­го ре­бён­ка. Вер­ши­ны твор­че­ст­ва Ш. – Бер­лин­ская фи­лар­мо­ния (Боль­шой зал, 1956–63; Ка­мер­ный зал, 1984–87, Ин-т му­зы­ко­ве­де­ния с Му­зе­ем муз. ин­ст­ру­мен­тов, 1964–71), где впер­вые мес­та слу­ша­те­лей ок­ру­жа­ют по­ди­ум для ор­ке­ст­ра; и Гос. б-ка (1964–1978), «книж­ная го­ра» с кас­ка­да­ми чи­таль­ных га­ле­рей и про­ме­на­дов. Ос­но­ва­тель зап.-бер­лин­ской АХ, её пре­зи­дент (1955–68) и поч. пре­зи­дент (1968–72). П­роф. Ака­де­мии ис­кусств и ре­мё­сел в Бре­слав­ле (1925–32), Тех­нич. ун-та в Бер­ли­не (1946–58).

Фото Thomas Nemeskeri / flickr.com Х. Шароун. Большой зал Берлинской филармонии. 1956–63.

Соч.: Bauen: Schöpfung und Betrachtung // Melos: Jahrbuch für zeitgenössische Musik. B., 1928; Struktur in Raum und Zeit // Handbuch moderner Architektur. B., 1957; Raum und Milieu der Schule // Bauen+Wohnen. 1961. Jg 15. H. 8.

Лит.: Pfankuch P. H. Scharoun: Bauten, Ent­würfe, Texte. B., 1974; Janofske E. Archi­tek­tur-Räume: Idee und Gestalt bei H. Scharoun. Braunschweig, 1984; Jones P. B. H. Scharoun. L., 1995; Philharmonie: Berlin 1956–1963, H. Scharoun / Hrsg. W. Wang, D. Sulvester. Tüb. [u. a.], 2013; Су­хин Д. Б. Ре­фор­ма – Ре­во­лю­ция – Ре­кон­ст­рук­ция: Цик­ли­че­ские за­ви­си­мо­сти жи­ло­го строи­тель­ст­ва. Уро­ки для строи­тель­ной Рос­сии // Мас­со­вое жи­ли­ще как объ­ект твор­че­ст­ва. М., 2015.

Вернуться к началу