ШАРО́УН ПРАВИЛЬНО ШАРУ́Н ХАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ШАРО́УН, правильно Шару́н (Scharoun) Ханс (Бернхард Ханс Хенри) (20.9.1893, Бремен – 25.11.1972, Зап. Берлин), нем. архитектор. Учился в Высшей технич. школе в Шарлоттенбурге (1912–14). Объединил экспрессионизм и модернизм в концепции «органичной архитектуры». Участвовал в восстановлении Вост. Пруссии после 1-й мировой войны; первым воплотил призыв Б. Таута к цветной архитектуре (1919): жилой массив «Пёстрый ряд» в Инстербурге (1921–24; ныне Черняховск; единственная сохранившаяся на территории РФ работа Ш.). Чл. объединений «Стеклянная цепь» (1919–1920) и «Кольцо» (1926–33). В 1925 сформулировал тезис о зданиях как «исполнит. органах» происходящих в них процессов жизни, работы и пр. («органич. функционализм»), с отказом от абстрактных геометрич. форм, существующих вне конкретного планировочного задания. Построил на выставках «Немецкого Веркбунда» (чл. в 1916–33, 1949–1972) в Вайсенхофе (Штутгарт) 2-этажную виллу (1927), в Бреславле – «дом для холостяков» с 1,5-этажными сквозными квартирами (1928–29). С 1930 в Берлине: микрорайон «Сименсштадт» на ок. 1400 квартир (1929–31; Ш. разработал градостроит. проект и 3 здания; включён в список Всемирного наследия). Виллы Шминке в Лёбау (1930–1933), Бенша и Флаума (1935), Морманна (1938–39), Энделлей (1939–40) и др. в Берлине – «перетекающие» интерьеры, панорамные окна, зимние сады (после 1933 – за предписанными архит. цензурой традиц. фасадами). Соавтор «Коллективного плана» превращения Берлина из радиального «господского» в «демократический» линейный город по долине р. Шпре (1945). Квартиры в высотном жилом комплексе «Ромео и Джульетта» (Штутгарт, 1954–59; 1-й герм. кондоминиум) и в микрорайоне «Шарлоттенбург-Северный» (Зап. Берлин, 1954–61, 3700 квартир) отличают многообразие и рациональность планов, одновременно уединение и «социализация» жильца. Совм. с театроведом М. Ашенбреннер разработал идею «аперспективной» сцены с широтным горизонтом (театр в Вольфсбурге, 1965–73). Школы им. Шоллей в Люнене (1956–62) и в Марле-Древере Южном (1960–71) отвечают формой классов («игровых», «убежищ» и «аудиторий») мироощущению взрослеющего ребёнка. Вершины творчества Ш. – Берлинская филармония (Большой зал, 1956–63; Камерный зал, 1984–87, Ин-т музыковедения с Музеем муз. инструментов, 1964–71), где впервые места слушателей окружают подиум для оркестра; и Гос. б-ка (1964–1978), «книжная гора» с каскадами читальных галерей и променадов. Основатель зап.-берлинской АХ, её президент (1955–68) и поч. президент (1968–72). Проф. Академии искусств и ремёсел в Бреславле (1925–32), Технич. ун-та в Берлине (1946–58).