НИРНЗЕ́Е ЭРНСТ РИШАРД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИРНЗЕ́Е Эрнст Ришард (Эрнст Карлович) (1872 или 1873, Варшава – 6.5.1934, там же), российский архитектор, инженер-строитель. О первых годах жизни Н. практически ничего не известно, равно как и о его проф. образовании. В 1898 Н. переехал из Варшавы в Москву, в 1900 получил свидетельство Техническо-строит. к-та МВД на право произ-ва строит. работ, тогда же открыл собств. архит. мастерскую; в Москве находятся все его постройки (преим. доходные дома – св. 40 реализованных проектов). Среди первых заказов Н. – проекты реконструкции и надстройки существующих зданий; первым полностью спроектированным им сооружением стал 2-этажный жилой дом на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский просп.) для т-ва табачной фабрики «Габай» (1901). Н. работал во всех использовавшихся тогда архит. стилях (характерно для эпохи модерна) и пропагандировал «коммерческий», т. е. удовлетворяющий запросы заказчика, подход к проектированию. Так, доходные дома на Пятницкой ул. (1902), Новослободской ул. (1903), Остоженке (1904), в Курбатовском переулке (ныне ул. Климашкина, 1905) и в Ермолаевском переулке (1909) выполнены в стилистике франц. ар нуво, черты викторианской неоготики присутствуют в облике доходного дома Е. И. Курникова (1904), а мода на «северный модерн» отразилась в собств. доходном доме Н. в Трёхпрудном переулке с угловой башенкой-«скворечником» и характерными 6-угольными окнами со скошенным верхом (1911). Наибольшую известность среди построек Н. получил другой принадлежавший ему дом – 11-этажный «Дом дешёвых квартир» («Дом Нирнзее»; 1912–13) в Большом Гнездниковском переулке; кроме малогабаритных квартир (1–3-комнатных) с кухнями-нишами, в нём располагались театр-кабаре «Летучая мышь», конторские помещения, а на плоской кровле, служившей смотровой площадкой, работали кафе, кинотеатр «Крыша» и картинная галерея. Новаторством отличалась не только планировка, но и общее архит. решение здания: лишённые декора дворовые фасады фактически предвосхищают эстетику конструктивизма. В то же время отделка гл. фасада (керамич. облицовка стен, фигурный аттик, лепной растит. декор и венчающее здание керамич. панно с изображением лебедей) несёт ощутимый отпечаток модерна. Неск. сооружений Н. построил в стиле неоклассицизма: доходные дома Н. Ф. Капырина (1911–12), М. И. Бабанина (1912–1913) и др. Н. страстно увлекался автомобилями, был чл. Моск. автомобильного об-ва, участником одного из первых в России автопробегов Москва – Ярославль – Москва. Как считается, покончил с собой, хотя документальных свидетельств не сохранилось.