Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТВЕРСКА́Я ШКО́ЛА И́КОНОПИСИ

Авторы: П. С. Павлинов
Тверская школа иконописи. Икона «Голубое Успение». 2-я пол. 15 в. Третьяковская галерея (Москва).

ТВЕРСКА́Я ШКО́ЛА И́КОНОПИСИ, од­на из школ др.-рус. жи­во­пи­си. Сло­жи­лась в Твер­ском кн-ве во 2-й пол. 13–14 вв. под влия­ни­ем ви­зант., нов­го­род­ско­го, псков­ско­го и рос­тов­ско­го иск-ва. Для икон и ми­ниа­тюр ха­рак­тер­ны су­ро­вая вы­ра­зи­тель­ность об­ра­зов, экс­прес­сия цве­то­вых от­но­ше­ний, под­чёрк­ну­тая ли­ней­ность пись­ма (ико­на «Бо­рис и Глеб», кон. 13 – нач. 14 вв., Ки­ев­ский му­зей рус. иск-ва; ми­ниа­тю­ры «Хро­ни­ки Ге­ор­гия Амар­то­ла», 1-я треть 14 в., РГБ, Мо­ск­ва). Осо­бен­но­стью шко­лы яв­ля­ет­ся пись­мо ли­ков по тём­но-олив­ко­вым сан­ки­рям, с на­не­се­ни­ем плот­ных ру­мян и раз­дель­ных сло­ёв свет­лой ох­ры и бе­лил (ико­ны «Спас Все­дер­жи­тель», 14 в., ГТГ; «Ро­ж­де­ст­во Бо­го­ма­те­ри», 1-я пол. 15 в., ГРМ). В 15 в. уси­ли­лась свой­ст­вен­ная Т. ш. и. ори­ен­та­ция на ху­дож. тра­ди­ции стран Бал­кан­ско­го п-ова. Ме­ст­ны­ми и бал­кан­ски­ми мас­те­ра­ми соз­да­ны ико­ны с чер­та­ми сто­лич­но­го иск-ва (т. н. Ка­шин­ский чин, 1-я пол. 15 в., ГТГ, ГРМ; «Го­лу­бое Ус­пе­ние», 2-я пол. 15 в., ГТГ). Для Т. ш. и. ха­рак­тер­ны смуг­лый от­те­нок кар­на­ции, так­же свет­ло-олив­ковые или неж­но-па­ле­вые то­на фо­на. По­сле вклю­че­ния Тве­ри в со­став Рус. гос-ва (1485) Т. ш. и. ис­пы­та­ла влия­ние мо­с­ков­ской шко­лы, но чер­ты её са­мо­быт­но­сти со­хра­ня­лись до 16 в.

Лит.: По­пов Г. В., Рын­ди­на А. В. Жи­во­пись и при­клад­ное ис­кус­ст­во Тве­ри XIV–XVI в. М., 1979; Ев­сее­ва Л. М., Ко­чет­ков И. А., Сер­ге­ев В. Н. Жи­во­пись древ­ней Тве­ри. М., 1983; По­пов Г. В. Твер­ская ико­на XIII– XVII вв. СПб., 1993.

Вернуться к началу