ТВЕРСКА́Я ШКО́ЛА И́КОНОПИСИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТВЕРСКА́Я ШКО́ЛА И́КОНОПИСИ, одна из школ др.-рус. живописи. Сложилась в Тверском кн-ве во 2-й пол. 13–14 вв. под влиянием визант., новгородского, псковского и ростовского иск-ва. Для икон и миниатюр характерны суровая выразительность образов, экспрессия цветовых отношений, подчёркнутая линейность письма (икона «Борис и Глеб», кон. 13 – нач. 14 вв., Киевский музей рус. иск-ва; миниатюры «Хроники Георгия Амартола», 1-я треть 14 в., РГБ, Москва). Особенностью школы является письмо ликов по тёмно-оливковым санкирям, с нанесением плотных румян и раздельных слоёв светлой охры и белил (иконы «Спас Вседержитель», 14 в., ГТГ; «Рождество Богоматери», 1-я пол. 15 в., ГРМ). В 15 в. усилилась свойственная Т. ш. и. ориентация на худож. традиции стран Балканского п-ова. Местными и балканскими мастерами созданы иконы с чертами столичного иск-ва (т. н. Кашинский чин, 1-я пол. 15 в., ГТГ, ГРМ; «Голубое Успение», 2-я пол. 15 в., ГТГ). Для Т. ш. и. характерны смуглый оттенок карнации, также светло-оливковые или нежно-палевые тона фона. После включения Твери в состав Рус. гос-ва (1485) Т. ш. и. испытала влияние московской школы, но черты её самобытности сохранялись до 16 в.