Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́ПИЕС ТАПЬЕС АНТОНИ

Авторы: В. А. Крючкова
А. Тапиес. «Большая картина». 1958. Музей С. Гуггенхейма (Нью-Йорк).

ТА́ПИЕС, Тапь­ес (Tа̀pies) Ан­то­ни (13.12.1923, Бар­се­ло­на – 6.2.2012, там же), исп. (ка­та­лон­ский) жи­во­пи­сец. Изу­чал пра­во в Бар­се­лон­ском ун-те (1943–46), за­тем по­свя­тил се­бя иск-ву. Чл. груп­пи­ров­ки сюр­реа­ли­стов «Седь­мая грань иг­раль­ной кос­ти» («Dau al set»; 1948–51), чл.-ос­но­ва­тель объ­е­ди­не­ния ху­дож­ни­ков ин­фор­маль­но­го иск-ва «Пе­ре­ход» («El Paso»; 1959). На твор­че­ст­во Т. силь­но по­влия­ли впе­чат­ле­ния от Гражд. вой­ны в Ис­па­нии 1936–38, так­же фи­ло­со­фия эк­зи­стен­циа­лиз­ма и куль­ту­ра Даль­не­го Вос­то­ка. С нач. 1950-х гг. соз­да­вал аб­ст­ракт­ные кар­ти­ны приё­ма­ми кол­ла­жа, ком­по­нуя их из об­рыв­ков меш­ко­ви­ны, бу­ма­ги, ве­рё­вок, со­ло­мы и т. п. Про­из­ве­де­ния Т. ис­пол­не­ны ме­та­фо­рич. смыс­ла; их ос­но­ву со­став­ля­ет плот­ный кра­соч­ный слой (с при­ме­ся­ми мра­мор­но­го по­рош­ка, гли­ны, гря­зи), упо­доб­ляю­щий изо­бра­же­ние руи­ни­ро­ван­ным сте­нам, по­верх­ность ко­то­рых, по­кры­тая вмя­ти­на­ми, ис­пещ­рён­ная ца­ра­пи­на­ми, граф­фи­ти и т. д., об­ре­та­ет свой­ст­ва эк­ра­на, за­пе­чат­лев­ше­го от­ме­ти­ны вре­ме­ни («Се­дая ох­ра XX», 1958, га­ле­рея Тейт, Лон­дон, и др.). В позд­них ра­бо­тах Т. по­яв­ля­ют­ся фи­гу­ра­тив­ные эле­мен­ты, вы­пол­няю­щие роль сим­во­лов.

Лит.: Tapié M. A. Tàpies. Mil., 1969; Cirici Pellicer A. A. Tàpies. Barcelona, 1973; Rail­lard G. Tа̀pies. P., 1976; Penrose R. Tàpies. L., 1978; Combalia Dexeus V. Tàpies. P., 1984; Gimferrer P. Tа̀pies and the Catalan spirit. N. Y., 1988.

Вернуться к началу