Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ШКОВЫ

Авторы: Л. В. Гаврилова

ПА́ШКОВЫ, династия российских художников 19–20 вв. П а в е л П. (?, Палех – ?), основатель художественно-живописной, иконописной, иконостасной и художественно-декоративной мастерской. После его трагической гибели (обстоятельства неизвестны) мастерская перешла к   сыновьям, получив название «Наследники П. П. Пашкова». Расцвета и известности мастерская достигла к концу 19 – началу 20 вв. В работе мастерской принимали участие все сыновья, кроме Павла Павловича. Бóльшую часть живописных работ, исполненных мастерской, составляют церковные росписи, ориентированные на национальную традицию. В 1865–1907 расписано более 60 монументальных объектов, до 1900 написано более 75 тыс. икон (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5. Л. 134). После Октябрьской революции 1917

 >>
работа мастерской прекратилась.

Его сыновья:

Павел Павлович (1872–1952), статский советник (1905). Выпускник (1890) и преподаватель (1890–1918, с 1907 также инспектор) Строгановского училища

 >>
, с 1945 профессор МВХПУ (бывшее Строгановское училище). Вёл курс рисунка с живой натуры, цветов, натюрморта, курс стилизации и занятия по классу «Русский стиль». С 1921 преподавал живопись, рисунок, историю костюма в мастерской Малого театра СССР; профессор по предмету основы живописи и рисунка и исторического костюма. С 1922 и до конца жизни работал в Московской театральной библиотеке (ныне РГБИ). В 1927–30 создал серию рисунков с натуры «без ведома натуры». С 1930 до конца жизни преподавал в Московском текстильном институте. С 1946 член декоративной секции МОСХа. Работал в портретном, пейзажном, натюрмортном жанрах, оставил богатое наследие набросков (в основном портретные типажи; хранятся в РГБИ, частном собрании потомков П., Национальном музее искусств Молдавии).

Награждён орденами Св. Анны 3-й степени (1904), Св. Станислава 2-й степени (1907).

Иван Павлович (1878–?), выпускник Строгановского училища (1898). Вместе с братом Николаем Павловичем выполнил роспись дворца князя М. В.  Шаховского в Покровском-Стрешневе (1896–97), церкви Архангела Рафаила Скорбященского монастыря в Москве (1913).

Николай Павлович [3(15).4.1880–1960?], обучался в Строгановском училище (1891–98), выпущен в звании учёного рисовальщика. По опросному листу известно, что в 1896–97 он расписал церковь в Орехово-Зуеве, в 1897–98 создал станковые произведения  «Киот», «Паникадило», «Печь», «Престол», в 1898 осуществил роспись «церкви с чудотворной иконой». В 1899 поступил в Московское училище живописи, ваяния, зодчества

 >>
, где 2 года был вольнослушателем. С одним из братьев создал панно «Сирин и Алконост» для музея Синодального училища церковного пения
 >>
в Москве (1899). В 1901–02? расписал интерьеры дома С. У. Соловьёва на Поварской ул. в Москве, театра «Омон» (1902?) и  церкви св. блг. великого князя Александра Невского
 >>
при приюте для престарелых артистов Русского театрального общества в Санкт-Петербурге, в Одессе декорировал «Убежище престарелых артистов». В 1904 в Москве выполнил рисунки для панно из майолики на боковых флигелях Строгановского училища (ныне МАРХИ, панно находится над магазином «Книжная лавка архитектора», Рождественка, 11), отделывал церкви в честь икон Тихвинской Богоматери и Козельщанской Богоматери (арх. С. У. Соловьёв) в больничном комплексе Медведниковых
 >>
; в имении гр. В. П. Орлова-Давыдова в Добрынихе (около станции Лопасня) расписал Успенский собор (арх. С. У. Соловьёв) общины сестёр милосердия «Отрада и утешение». В 1905 в Москве декорировал старый храм (не сохранился) во имя Прп. Петра Латрского при богадельне П. М. Третьякова
 >>
и дом для престарелых артистов в Лаврушинском переулке; в 1907 выполнил панно «Пахарь и солнце» для Политехнического музея. В 1909 участвовал в оформлении плавучей выставки «Русского общества пароходства и торговли» (РОПИТ): ему принадлежат росписи парохода, шатров на палубе, панно-сходней, витрин. Выполнил пробную роспись Пещерного храма Фёдоровской церкви в Царском Селе (1912) и в составе артели расписал вокзал в Царском Селе (1912?). Участвовал в оформлении Казанского вокзала в Москве: по его предложению, Большой зал покрашен киноварью с белым, по эскизам для буфета сделаны 2 больших шкафа и стулья; в башне Сююмбике написан герб на плафоне (ныне закрашен). В 1913 вместе с братом Георгием Павловичем по собственным эскизам и эскизам И. Я. Билибина
 >>
расписал интерьер Государственного банка в Нижнем Новгороде (арх. В. А. Покровский). Выполненные им совместно с Георгием Павловичем росписи на ярмарке в Нижнем Новгороде составили 4,5 тыс. м2: братья расписали Кустарный отдел на Нижегородской ярмарке, исполнили для неё плакаты (1913). Николаю Павловичу принадлежит роспись «Ссудной казны» в Москве (арх. В. А. Покровский) (1913–16?). Совместно с братом Георгием Павловичем  декорировал церковь во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при госпитале Красного Креста в Царском Селе (ныне г. Пушкин) (1914?). В 1914–16 исполнил эскизы и роспись Ратной палаты в Царском Селе. До закрытия мастерской в 1917 работал над росписью Трапезной палаты в Царском Селе. Последнее  произведение – эскизы для отделки майоликой церкви в имении императора Николая II
 >>
в Мургабе. Преподавал в частной женской гимназии З. Д. Перепёлкиной (1902–?). С 1907 (?) директор Иконописной палаты «в доме фон Мекк с колоннами». В советский период служил в отделе художественно-профессионального образования Главнауки, в школах (1922–23); в 1945–47 зав. учебной частью МВХПУ, где преподавал в живописно-декоративной мастерской, на начальных курсах и в отделе подготовки мастеров. С 1945 зав. кафедрой по методике рисунка в Педагогическом институте им. В. П. Потёмкина: вёл методику рисования, практику рисования и черчения.

Георгий Павлович (1887–1925, по другим данным, не ранее 1933, Париж), выпускник Строгановского училища: закончил графическую (1908) и декоративно-живописную (1912) мастерские. Выполнил проект оформления «вербного базара» в здании Российского благородного собрания в Москве (1911). В 1914–17 исполнил серию плакатов; в 1915–17 по своим эскизам расписал Трапезную палату в Царском Селе, сотрудничал с редакцией журнала «Знамя труда». Автор первых марок СССР, вошедших в обращение 19.8.1923. Предположительно совместно с Н. В. Глобой

 >>
расписал церковь во имя Прп. Серафима Саровского в Париже (Астраханцева Т. Л. «Внутренняя» и «внешняя» эмиграция Н. В. Глобы // Художественная культура русского зарубежья: 1917–1939).

Вернуться к началу