Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ШКОВЫ

Авторы: Л. В. Гаврилова

ПА́ШКОВЫ, династия российских художников 19–20 вв. П а в е л П. (?, Палех – ?), основатель художественно-живописной, иконописной, иконостасной и художественно-декоративной мастерской. После его трагической гибели (обстоятельства неизвестны) мастерская перешла к   сыновьям, получив название «Наследники П. П. Пашкова». Расцвета и известности мастерская достигла к концу 19 – началу 20 вв. В работе мастерской принимали участие все сыновья, кроме Павла Павловича. Бóльшую часть живописных работ, исполненных мастерской, составляют церковные росписи, ориентированные на национальную традицию. В 1865–1907 расписано более 60 монументальных объектов, до 1900 написано более 75 тыс. икон (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5. Л. 134). После Октябрьской революции 1917 работа мастерской прекратилась.

Его сыновья:

Павел Павлович (1872–1952), статский советник (1905). Выпускник (1890) и преподаватель (1890–1918, с 1907 также инспектор) Строгановского училища, с 1945 профессор МВХПУ (бывшее Строгановское училище). Вёл курс рисунка с живой натуры, цветов, натюрморта, курс стилизации и занятия по классу «Русский стиль». С 1921 преподавал живопись, рисунок, историю костюма в мастерской Малого театра СССР; профессор по предмету основы живописи и рисунка и исторического костюма. С 1922 и до конца жизни работал в Московской театральной библиотеке (ныне РГБИ). В 1927–30 создал серию рисунков с натуры «без ведома натуры». С 1930 до конца жизни преподавал в Московском текстильном институте. С 1946 член декоративной секции МОСХа. Работал в портретном, пейзажном, натюрмортном жанрах, оставил богатое наследие набросков (в основном портретные типажи; хранятся в РГБИ, частном собрании потомков П., Национальном музее искусств Молдавии).

Награждён орденами Св. Анны 3-й степени (1904), Св. Станислава 2-й степени (1907).

Иван Павлович (1878–?), выпускник Строгановского училища (1898). Вместе с братом Николаем Павловичем выполнил роспись дворца князя М. В.  Шаховского в Покровском-Стрешневе (1896–97), церкви Архангела Рафаила Скорбященского монастыря в Москве (1913).

Николай Павлович [3(15).4.1880–1960?], обучался в Строгановском училище (1891–98), выпущен в звании учёного рисовальщика. По опросному листу известно, что в 1896–97 он расписал церковь в Орехово-Зуеве, в 1897–98 создал станковые произведения  «Киот», «Паникадило», «Печь», «Престол», в 1898 осуществил роспись «церкви с чудотворной иконой». В 1899 поступил в Московское училище живописи, ваяния, зодчества, где 2 года был вольнослушателем. С одним из братьев создал панно «Сирин и Алконост» для музея Синодального училища церковного пения в Москве (1899). В 1901–02? расписал интерьеры дома С. У. Соловьёва на Поварской ул. в Москве, театра «Омон» (1902?) и  церкви св. блг. великого князя Александра Невского при приюте для престарелых артистов Русского театрального общества в Санкт-Петербурге, в Одессе декорировал «Убежище престарелых артистов». В 1904 в Москве выполнил рисунки для панно из майолики на боковых флигелях Строгановского училища (ныне МАРХИ, панно находится над магазином «Книжная лавка архитектора», Рождественка, 11), отделывал церкви в честь икон Тихвинской Богоматери и Козельщанской Богоматери (арх. С. У. Соловьёв) в больничном комплексе Медведниковых; в имении гр. В. П. Орлова-Давыдова в Добрынихе (около станции Лопасня) расписал Успенский собор (арх. С. У. Соловьёв) общины сестёр милосердия «Отрада и утешение». В 1905 в Москве декорировал старый храм (не сохранился) во имя Прп. Петра Латрского при богадельне П. М. Третьякова и дом для престарелых артистов в Лаврушинском переулке; в 1907 выполнил панно «Пахарь и солнце» для Политехнического музея. В 1909 участвовал в оформлении плавучей выставки «Русского общества пароходства и торговли» (РОПИТ): ему принадлежат росписи парохода, шатров на палубе, панно-сходней, витрин. Выполнил пробную роспись Пещерного храма Фёдоровской церкви в Царском Селе (1912) и в составе артели расписал вокзал в Царском Селе (1912?). Участвовал в оформлении Казанского вокзала в Москве: по его предложению, Большой зал покрашен киноварью с белым, по эскизам для буфета сделаны 2 больших шкафа и стулья; в башне Сююмбике написан герб на плафоне (ныне закрашен). В 1913 вместе с братом Георгием Павловичем по собственным эскизам и эскизам И. Я. Билибина расписал интерьер Государственного банка в Нижнем Новгороде (арх. В. А. Покровский). Выполненные им совместно с Георгием Павловичем росписи на ярмарке в Нижнем Новгороде составили 4,5 тыс. м2: братья расписали Кустарный отдел на Нижегородской ярмарке, исполнили для неё плакаты (1913). Николаю Павловичу принадлежит роспись «Ссудной казны» в Москве (арх. В. А. Покровский) (1913–16?). Совместно с братом Георгием Павловичем  декорировал церковь во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при госпитале Красного Креста в Царском Селе (ныне г. Пушкин) (1914?). В 1914–16 исполнил эскизы и роспись Ратной палаты в Царском Селе. До закрытия мастерской в 1917 работал над росписью Трапезной палаты в Царском Селе. Последнее  произведение – эскизы для отделки майоликой церкви в имении императора Николая II в Мургабе. Преподавал в частной женской гимназии З. Д. Перепёлкиной (1902–?). С 1907 (?) директор Иконописной палаты «в доме фон Мекк с колоннами». В советский период служил в отделе художественно-профессионального образования Главнауки, в школах (1922–23); в 1945–47 зав. учебной частью МВХПУ, где преподавал в живописно-декоративной мастерской, на начальных курсах и в отделе подготовки мастеров. С 1945 зав. кафедрой по методике рисунка в Педагогическом институте им. В. П. Потёмкина: вёл методику рисования, практику рисования и черчения.

Георгий Павлович (1887–1925, по другим данным, не ранее 1933, Париж), выпускник Строгановского училища: закончил графическую (1908) и декоративно-живописную (1912) мастерские. Выполнил проект оформления «вербного базара» в здании Российского благородного собрания в Москве (1911). В 1914–17 исполнил серию плакатов; в 1915–17 по своим эскизам расписал Трапезную палату в Царском Селе, сотрудничал с редакцией журнала «Знамя труда». Автор первых марок СССР, вошедших в обращение 19.8.1923. Предположительно совместно с Н. В. Глобой расписал церковь во имя Прп. Серафима Саровского в Париже (Астраханцева Т. Л. «Внутренняя» и «внешняя» эмиграция Н. В. Глобы // Художественная культура русского зарубежья: 1917–1939).

Вернуться к началу