НО́ВОГО ЗА́ПАДНОГО ИСКУ́ССТВА МУЗЕ́Й
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ВОГО ЗА́ПАДНОГО ИСКУ́ССТВА МУЗЕ́Й государственный (ГМНЗИ) в Москве, первый музей совр. иск-ва в Новейшее время, предшественник крупнейших аналогичных музеев во мн. городах мира. В основе ГМНЗИ – национализированные после 1917 коллекции С. И. Щукина (см. Щукины) и И. А. Морозова. Собрание Щукина открыто в 1918 как 1-й Музей новой западной живописи (Б. Знаменский переулок, 8); собрание Морозова – в 1919 как 2-й Музей новой западной живописи (ул. Пречистенка, 21). В 1921 оба музея объединены под руководством одного директора – Б. Н. Терновца (до 1938), в 1922 1-й и 2-й музеи преобразованы в 1-е и 2-е отделения единого ГМНЗИ (в 1925–28 филиал Музея изящных искусств). После увольнения Терновца науч. работой музея фактически руководила Н. В. Яворская. Коллекция музея пополнялась за счёт передачи картин из быв. Румянцевского музея, собраний П. И. Щукина, М. П. Рябушинского, С. А. Щербатова, М. А. Морозова и др., приобретений (преим. графики) во Франции и Италии (1925–28). В 1924–25 в ГМНЗИ передан ряд произведений зап.-европ. мастеров, подаренных Третьяковской галерее М. К. Морозовой, а из коллекции И. А. Морозова ушли в ГТГ картины рус. художников. С 1928 ГМНЗИ занимал здание по ул. Кропоткинская (ныне Пречистенка, 21). Собрание включало зап.-европ. (преим. франц.) живопись, графику и скульптуру с нач. 1860-х гг. – произведения Г. Курбе, Э. Мане, О. Ренуара, К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро, Э. Дега, А. Руссо, П. Синьяка, П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, М. Дени, Э. Вюйара, П. Боннара, А. де Тулуз-Лотрека, М. де Вламинка, К. Ван Донгена, А. Марке, А. Дерена, Ж. Руо, А. Матисса, П. Пикассо, Ж. Брака, М. Утрилло, Я. Йонгкинда, А. Бёклина, Ф. фон Штука, Э. Мунка, А. Цорна, Дж. Моранди, скульптуру О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя и др. Часть картин ГМНЗИ была передана в Эрмитаж (Ленинград) ещё в 1930–34 (в т. ч. полотна Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо); в 1933 неск. полотен продано сов. правительством в США (Ренуара, Дега, Сезанна; «Ночное кафе» Ван Гога – одна из ценнейших картин собрания). Музей вёл большую выставочную и научно-просветительную работу; издавались каталоги собрания и выставок.
В годы Вел. Отеч. войны собрание ГМНЗИ было эвакуировано в Сибирь; по возвращении в Москву находилось в запасниках Музея вост. культур. Постановлением СМ СССР от 6.3.1948 (за подписью И. В. Сталина) ГМНЗИ был ликвидирован как «рассадник формалистического искусства». Первоначально собрание музея предполагалось распылить по провинц. музеям и частично уничтожить; однако в 1948 оно было распределено между ГМИИ и Эрмитажем. С сер. 2000-х гг. по инициативе И. А. Антоновой дискутируется вопрос о воссоздании ГМНЗИ в том виде, какой имели его коллекции на момент расформирования.