Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИМ СА ДЖОН

Авторы: А. А. Артёмова
Сим Са Джон. «Дятел». Национальный музей (Сеул).

СИМ СА ДЖОН, Сим Са Чжон (псевд. Хён Чжэ) (1707, Чхон­сон, ны­не в пров. Сев. Кён­сан – 1769), кор. жи­во­пи­сец. Вы­хо­дец из знат­но­го ро­да, из-за при­ча­ст­но­сти се­мьи к по­ли­тич. ин­три­гам был ли­шён мн. при­ви­ле­гий и воз­мож­но­сти по­сту­пить на гос. служ­бу. Уче­ник кор. пей­за­жи­ста Чон Се­на; собств. жи­во­пис­ная ма­не­ра сфор­ми­ро­ва­лась под влия­ни­ем учи­те­ля и кит. мас­те­ров 14–15 вв. Ни Цза­ня и Шэнь Чжоу, во­брав в се­бя сти­ли­стич. осо­бен­но­сти как юж­ной, так и се­вер­ной школ жи­во­пи­си. Осн. приё­мы – штрих «рас­чё­сан­ной ко­но­п­ли» (пи­ма-цунь) и «точ­ки Ми», позд­нее так­же штрих «на­сеч­ки то­по­ра» (фу­пи-цунь). Наи­боль­шее при­зна­ние по­лу­чи­ли его про­из­ве­де­ния в жан­ре «цве­ты-пти­цы» («Цве­ты, ба­боч­ки и куз­не­чик», 1763, Ко­рей­ская ху­дож. га­ле­рея, Пхень­ян; «Ноч­ная ос­та­нов­ка на ре­ке 1747 го­да», Нац. му­зей, Се­ул; «Дождь», ча­ст­ное со­б­ра­ние, Се­ул; все – тушь); пей­за­жи же, по мне­нию со­вре­мен­ни­ков, ус­ту­па­ли жи­во­пи­си учи­те­ля в си­ле и на­сы­щен­но­сти штри­ха. Умер в ни­ще­те.

Лит.: Глу­ха­ре­ва О. Н. Ис­кус­ст­во Ко­реи с древ­ней­ших вре­мен до кон­ца XIX ве­ка. М., 1982; Hong Hui-phyo. Chosǒn sitae hoehwa chǒn. Seoul, 1992; Dongju L. The beauty of old Korean paintings: a history and an appre­tia­tion. L., 2005.

Вернуться к началу