САНСОВИ́НО АНДРЕА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САНСОВИ́НО (Sansovino; наст. фам. ди Доменико Контуччи, di Domenico Contucci) Андреа (ок. 1467, Монте-Сан-Савино, Тоскана – 1529, там же), итал. скульптор. Учился у А. дель Поллайоло. В качестве худож. посредника между Л. Медичи и королём Жуаном II совершил 2 поездки в Испанию и Португалию между 1491 и 1500. Ранние произведения (до 1491) – терракотовые алтари «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми» (позднее покрыт майоликой) и «Святые Лаврентий, Рох и Себастьян» (оба – ц. Санта-Кьяра в Монте-Сан-Савино), «Голова Гальбы» (Дом-музей Дж. Вазари, Ареццо) – отмечены конфликтом между стремлением к правдоподобию, унаследованным у учителя, и классицизирующей идеализацией. Гл. произведения С. этого периода – «Алтарь Корбинелли» (1485, ц. Санто-Спирито, Флоренция) и приписываемый ему майоликовый фриз для портика виллы Медичи в Поджо-а-Каяно (1490-е гг.). Мраморные скульптурные группы «Крещение» (1502–05, вост. фасад флорентийского баптистерия), «Мадонна с Младенцем» и «Иоанн Креститель» (оба ок. 1503, собор в Генуе) воплощают классич. каноны построения человеческих фигур. В 1505–07 по заказу папы Юлия II создал гробницы кардиналов А. Сфорцы и Дж. Бассо Делла Ровере (обе – ц. Санта-Мария-дель-Пополо, Рим), где использован мотив триумфальной арки; изображение полулежащей фигуры усопшего восходит к античной погребальной скульптуре. «Мадонна с Младенцем и св. Анной» (1512, ц. Сант-Агостино, Рим), вероятно, первая скульптурная группа в натуральную величину со времён античности, выполненная из цельного куска мрамора. В 1513 по заказу папы руководил работами в храме Санта-Каса в Лорето (1513–27), его повествоват. рельефы «Поклонение волхвов», «Обручение Девы Марии» и «Благовещение» относятся к лучшим образцам в иск-ве Высокого Возрождения благодаря виртуозной светотеневой моделировке, создающей живописные эффекты, сложным перспективным построениям, тонкой проработке деталей. Среди учеников – Я. Сансовино.