Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНСОВИ́НО АНДРЕА

Авторы: Е. Б. Фомичёва
А. Сансовино. Надгробие кардинала Асканио Сфорцы в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Мрамор. 1505–07.

САНСОВИ́НО (Sansovino; наст. фам. ди До­ме­ни­ко Кон­туч­чи, di Domenico Con­tucci) Ан­д­реа (ок. 1467, Мон­те-Сан-Са­ви­но, Тос­ка­на – 1529, там же), итал. скульп­тор. Учил­ся у А. дель Пол­лай­о­ло. В ка­че­ст­ве ху­дож. по­сред­ни­ка ме­ж­ду Л. Ме­ди­чи и ко­ро­лём Жуа­ном II со­вер­шил 2 по­езд­ки в Ис­па­нию и Пор­ту­га­лию ме­ж­ду 1491 и 1500. Ран­ние про­из­ве­де­ния (до 1491) – тер­ра­ко­то­вые ал­та­ри «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и че­тырь­мя свя­ты­ми» (позд­нее по­крыт май­о­ли­кой) и «Свя­тые Лав­рен­тий, Рох и Се­ба­сть­ян» (оба – ц. Сан­та-Кья­ра в Мон­те-Сан-Са­ви­но), «Го­ло­ва Галь­бы» (Дом-му­зей Дж. Ва­за­ри, Арец­цо) – от­ме­че­ны кон­флик­том ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к прав­до­по­до­бию, унас­ле­до­ван­ным у учи­те­ля, и клас­си­ци­зи­рую­щей идеа­ли­за­ци­ей. Гл. про­из­ве­де­ния С. это­го пе­рио­да – «Ал­тарь Кор­би­нел­ли» (1485, ц. Сан­то-Спи­ри­то, Фло­рен­ция) и при­пи­сы­вае­мый ему май­о­ли­ко­вый фриз для пор­ти­ка вил­лы Ме­ди­чи в Под­жо-а-Ка­я­но (1490-е гг.). Мра­мор­ные скульп­тур­ные груп­пы «Кре­ще­ние» (1502–05, вост. фа­сад фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия), «Ма­дон­на с Мла­ден­цем» и «Ио­анн Кре­сти­тель» (оба ок. 1503, со­бор в Ге­нуе) во­пло­ща­ют клас­сич. ка­но­ны по­строе­ния че­ло­ве­че­ских фи­гур. В 1505–07 по за­ка­зу па­пы Юлия II соз­дал гроб­ни­цы кар­ди­на­лов А. Сфор­цы и Дж. Бас­со Дел­ла Ро­ве­ре (обе – ц. Сан­та-Ма­рия-дель-По­по­ло, Рим), где ис­поль­зо­ван мо­тив три­ум­фаль­ной ар­ки; изо­бра­же­ние по­лу­ле­жа­щей фи­гу­ры усоп­ше­го вос­хо­дит к ан­тич­ной по­гре­баль­ной скульп­ту­ре. «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и св. Ан­ной» (1512, ц. Сант-Аго­сти­но, Рим), ве­ро­ят­но, пер­вая скульп­тур­ная груп­па в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну со вре­мён ан­тич­но­сти, вы­пол­нен­ная из цель­но­го кус­ка мра­мо­ра. В 1513 по за­ка­зу па­пы ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми в хра­ме Сан­та-Ка­са в Ло­ре­то (1513–27), его по­ве­ст­во­ват. рель­е­фы «По­кло­не­ние вол­хвов», «Об­ру­че­ние Де­вы Ма­рии» и «Бла­го­ве­ще­ние» от­но­сят­ся к луч­шим об­раз­цам в иск-ве Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния бла­го­да­ря вир­ту­оз­ной све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ке, соз­даю­щей жи­во­пис­ные эф­фек­ты, слож­ным пер­спек­тив­ным по­строе­ни­ям, тон­кой про­ра­бот­ке де­та­лей. Сре­ди уче­ни­ков – Я. Сан­со­ви­но.

Лит.: Huntley G. H. A. Sansovino. Camb., 1935. Westport, 1971; A. Sansovino: i docu­men­ti / A cura di N. Baldini, R. Giulietti. Firenze, 1999.

Вернуться к началу