ПОКРОВА́ В ФИЛЯ́Х ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОКРОВА́ В ФИЛЯ́Х ЦЕ́РКОВЬ, один из гл. памятников архитектуры в стиле нарышкинского барокко в Москве. Расположен на открытой территории неподалёку от правого берега р. Москва, в быв. с. Фили. Деревня Хвыли (Хвили; с 17 в. – Фили) была родовой вотчиной кн. Мстиславских (при Ф. И. Мстиславском в 1619 построена старая дерев. Покровская ц.); в 1639 перешла в казну и в июне 1689 пожалована Л. К. Нарышкину, построившему здесь новый усадебный дом с башней и часами, обширным парком и новой кирпичной церковью. Деревня переименована в с. Покровское (в 1920-е гг. возвращено назв. Фили). Посвящение гл. престола верхней церкви (до 1783 являлась домовым храмом) Спасу Нерукотворному, по преданию, связано с иконой, перед которой Л. К. Нарышкин молился во время Стрелецкого бунта (1682), пропавшей в 1940-е гг. Храм посещали царь Пётр I и имп. Екатерина II (1763). Он реставрировался в кон. 18 в. под рук. М. Ф. Казакова. В 1812 наполеоновские войска устроили в нём конюшню и швальню (портняжную мастерскую). В 1868 часть усадьбы у Э. Д. Нарышкина (см. Нарышкины) приобрёл П. Г. Шелапутин и церковь окончательно стала приходской. В 1931 село с церковью вошло в состав Москвы. Церковь закрыта в июле 1941; в целях маскировки разобраны главы с крестами и верхний восьмерик; уничтожено кладбище. Отреставрирована в 1955–69 (архитекторы Е. В. Михайловский, И. В. Ильенко; иконы раскрыты в 1970-е гг. бригадой И. П. Ярославцева). С 1971 филиал Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублёва (открыт для посещения в 1980). Богослужения в нижнем храме возобновлены в 2000.
Крестообразная в плане 5-ярусная центрич. церковь (предположительно, 1690–91) поднята на высокий подклет (с тёплой нижней ц. Покрова Пресвятой Богородицы), окружённый открытой галереей (гульбищем) на аркаде с тремя широкими лестницами-всходами (их нижняя 9-гранная часть с одним сходом после 1812 переделана на крестообразную с двумя сходами). Двусветный четверик с 8-гранными окнами окружён четырьмя равновеликими полукружиями апсиды и притворов и завершён тремя уменьшающимися кверху восьмериками. Нижний восьмерик световой (высокие окна способствуют хорошему освещению интерьера), средний вмещает звонницу с узкими сквозными арками, верхний увенчан луковичной главой. Такие же главы на 8-гранных барабанах увенчивают апсиду и притворы. Углы четверика и восьмериков и пилоны аркады украшены белокаменными колоннами, несущими сложнопрофилированные карнизы, увенчанные фигурными аттиками: на четверике, апсиде и притворах в виде «петушьих гребешков», на нижнем восьмерике – с резьбой в виде спиралевидных волют. Парапет террасы, лестниц и звонницы выделяют фризы из ширинок. Форма наличников разнообразна, варьируются формы «гребешков».
В интерьере сохраняется 9-ярусный барочный иконостас, увенчанный Распятием с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом; предположительно он выполнен в 1693–94 под рук. К. И. Золотарёва белорус. мастерами, состоящими при Оружейной палате. Богатая горельефная резьба иконостаса (перезолочен в сер. 19 в.) наполнена растит. (картуши, гирлянды с цветами и фруктами, «ушные раковины») и архит. (колонки, балюстрады, волюты, фиалы, пальметты) мотивами; влияние католич. иконографии ощутимо в резном изображении «Сердце Христово». Б. ч. икон и резьбы (некоторые – подписные) выполнена в 1693–94 царскими мастерами Золотарёвым (резное Распятие; «Апостолы Пётр и Павел», «Св. Иоанн Предтеча и св. Алексей человек Божий», «Предста Царица» и др. иконы праздничного ряда, деисуса; пророки, праотцы, верхний ряд Страстей Господних), К. Улановым (икона «Успение Богоматери», рама от иконы «Спас Нерукотворный» с 12 клеймами, представляющими историю Нерукотворного образа) и, возможно, Б. Салтановым. На вратах жертвенника – изображение архидиакона Стефана (предположительно худ. Салтанов), в лике которого некоторые исследователи усматривают черты молодого Петра I. В сер. 18 в. иконостас увеличили добавлением 2 рядов Страстей (предположительно иконописец П. Иванов). Сохранились также: массивная резная 2-ярусная ложа ктитора (царское место; увенчано короной) на зап. стене храма, стоящие на шарах с лапами грифонов клиросы (кафедры для певчих) с резьбой в виде корзин с цветами и фруктами, навесные киоты с иконами «Сошествие св. Духа» и «Троица Новозаветная», дубовый пол, гл. паникадило с длинной цепью в виде цветочной гирлянды, фрагменты росписей 1694 (изначально был расписан только свод). В 1705 в окна были вставлены витражи из Нарвы (б. ч. расхищена в 1812, оставшиеся переданы в 1909 в ГИМ). Киоты и роспись в притворах, большое паникадило созданы в 1850. В сев. притворе представлен дубовый престол из дерев. храма 1619. В нижней церкви сохранились иконостас (1853), фрагменты росписи (1782, 1813, 1830, 1853, 1880), иконы 18 – нач. 20 вв. В фондах – иконы 17–19 вв. С 1988 проходят Филёвские чтения.