ПИНАКОТЕ́КА БРЕ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИНАКОТЕ́КА БРЕ́РА (Pinacoteca di Brera), музей в Милане. Располагается в Палаццо Брера (на месте монастыря умилиатов 14 в., перешедшего в 1572 к иезуитам), построенном по проекту 1627–28 (арх. Ф. М. Рикини), расширено и перестроено в стиле классицизма по проекту Дж. Пьермарини (начиная с 1774). Во дворе у гл. входа – бронзовая статуя «Наполеон в образе Марса» (1859, по модели А. Кановы ок. 1811). П. Б. возникла как коллекция миланской АХ (основана Марией Терезией Австрийской в 1776), включала в себя копии знаменитых произведений станковой и монументальной живописи, гипсовые слепки скульптур, а также картины из секуляризованных церковных собраний. В период наполеоновского завоевания Италии по инициативе Э. де Богарне и под рук. Дж. Босси собрание пополнилось мн. произведениями из храмов и монастырей со всей Италии, прежде всего из Папского гос-ва, Венецианской республики, Милана и Ломбардии. К кон. 1812 коллекция академии насчитывала св. 800 картин, из которых лишь часть была возвращена после Реставрации их законным владельцам, затем она пополнялась за счёт дарений и приобретений; среди недавних пополнений – коллекции совр. иск-ва Э. и М. Йези и Л. и А. Витали. В 1882 П. Б. отделена от академии и обрела самостоятельность. П. Б. – одно из крупнейших собраний итал. живописи 13–20 вв. и одно из немногих в Италии, с достаточной полнотой представляющих все локальные школы: ломбардскую (Джованни да Милано, Брамантино, Д. Браманте, Б. Луини), сиенскую (А. Лоренцетти), падуанскую (А. Мантенья), венецианскую (семья Беллини, Джентиле да Фабриано, Чима да Конельяно, К. Кривелли, Тициан, Тинторетто, П. Веронезе, Дж. Б. Тьеполо, Б. Беллотто, Каналетто, Ф. Гварди, П. Лонги и др.), венецианской Террафермы (Романино, Дж. Дж. Савольдо, Дж. Б. Морони, Моретто), умбрийскую (Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли), феррарскую (К. Тура, Ф. дель Косса, Э. де Роберти, Д. Досси, Гарофало), римскую (Рафаэль, Караваджо), болонскую (Г. Рени, Гверчино, Дж. М. Креспи), пармскую (Корреджо), неаполитанскую (М. Прети), школу Римини (Дж. Баронцио), а также итал. мастеров нач. 20 в. (А. Аппиани, С. Лега, Дж. Фаттори, Ф. Дзандоменеги, У. Боччони, К. Карра, Дж. Моранди, Ф. де Пизис, М. Марини и др.). В собрание П. Б. также вошли произведения нидерландской, фламандской (П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Я. Йорданс), голландской (Рембрандт, А. Говартс, Ян ван Гойен), немецкой (А. Р. Менгс), испанской (Эль Греко), английской (Дж. Рейнолдс) и французской (П. П. Прюдон, Ж. Брак и др.) школ.