Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ШКИ

Авторы: П. С. Павлинов

О́ШКИ, Ошк-ванк (Öşk-vank), сред­не­ве­ко­вый пра­во­слав­ный мо­на­стырь на се­ве­ро-вос­то­ке Тур­ции. Рас­по­ло­жен в ис­то­рич. пров. Тайк (Тао), ны­не иль Эр­зу­рум, в с. Чам­лыя­мач, в 9 км от зап. бе­ре­га оз. Тор­тум. 

Ос­но­ван в 960-е гг. сы­новь­я­ми кн. Адар­на­сэ V Баг­ра­ти­да (пра­ви­тель Тай­ка в 945–961) – эри­ста­вом Баг­ра­том (ум. в 966) и ма­ги­ст­ром Да­ви­дом (в 994–1001 груз. царь Да­вид III Ве­ли­кий; см. в ст. Тао-Клард­жет­ское кня­же­ст­во). Боль­шин­ст­во бра­тии – гру­зи­ны и ар­мя­не хал­ки­до­ни­ты. Здесь на­хо­дил­ся круп­ный скрип­то­рий (сб. про­из­ве­де­ний Ио­ан­на Зла­то­ус­та и Еф­ре­ма Си­ри­на «Рай», 977; Ошк­ская биб­лия, 978, мас­те­ра Ми­ка­эл Ва­раз­ва­чесд­зе, Сте­фан и Ге­ор­гий Ге­ла­сисд­зе; и др.), ра­бо­тал гим­но­граф Ми­ка­эл Мод­ре­ки­ли (10 в.). Мо­на­стырь за­пус­тел в 16–17 вв. С 1620-х гг. – на тер­ри­то­рии Тур­ции; внут­ри хра­ма в кон. 19 в. – 1980 дей­ст­во­ва­ла ме­четь. Об­сле­до­ван в 1840-е гг. мхи­та­ри­стом Н. Сар­ги­ся­ном, в 1917 – экс­пе­ди­ци­ей Моск. ар­хео­ло­гич. об-ва (Е. С. Та­кай­шви­ли, А. Н. Каль­гин, ху­дож­ни­ки Л. Гу­диа­шви­ли, И. М. Зда­не­вич и др.) и при­ват-до­цен­том Пет­рогр. ун-та Н. Л. Оку­не­вым. В 1973 В. Джо­бад­зе об­на­ру­жил над­пись в хра­ме о на­ча­ле строи­тель­ст­ва 25.3.963; в 2003 най­де­ны сте­лы с изо­бра­же­ни­ем кти­то­ров. Ны­не пус­ту­ет и раз­ру­ша­ет­ся. Планируется реставрация (с 2014).

Ошки. Собор Святого Иоанна Крестителя. 963 – ок. 973. Фото 2010.

В це­нт­ре быв. мо­на­сты­ря рас­по­ло­жен боль­шой со­бор Св. Ио­ан­на Кре­сти­теля (963 – ок. 973, зод­чий Гри­гол; 51 × 33,5 м) – од­но из наи­бо­лее слож­ных цер­ков­ных со­ору­же­ний Гру­зии и Ар­ме­нии. Это три­конх ти­па «сво­бод­но­го кре­ста» с дву­мя 2-этаж­ны­ми по­ме­ще­ния­ми (с ма­лы­ми ап­си­да­ми) по сто­ро­нам ка­ж­дой кон­хи. В под­ку­поль­ном про­стран­ст­ве мощ­ные от­дель­но стоя­щие пи­ло­ны со­еди­не­ны стрель­ча­ты­ми ар­ка­ми, над ни­ми и тром­па­ми – вы­со­кий ба­ра­бан с 12 ок­на­ми и сфе­рич. свод. Зап. уд­ли­нён­ный ру­кав от­де­лён сте­на­ми от при­тво­ров; юж. па­рад­ный при­твор – от­кры­тая га­ле­рея с двой­ной ар­ка­дой. Сво­им но­ва­тор­ским кон­ст­рук­тив­но-пла­ни­ро­воч­ным ре­ше­ни­ем храм ока­зал силь­ное влия­ние на груз. зод­че­ст­во кон. 10–11 вв., так­же на хра­мы мо­на­сты­рей на Афо­не (Ивер, Ва­то­пед, лав­ра). Фа­са­ды ук­ра­ше­ны по­вы­шаю­щи­мися к це­нт­ру де­ко­ра­тив­ны­ми ар­ка­ми, ар­ка­ту­ра­ми, рез­ны­ми ко­лон­на­ми, на­лич­ни­ка­ми окон, вы­со­ки­ми про­фи­ли­ро­ван­ны­ми ба­за­ми стол­бов, рель­еф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми свя­тых, ар­хан­ге­лов, 5-ча­ст­ным деи­су­сом на юж. фа­са­де с изо­бра­же­ни­ем кти­то­ров Да­ви­да и Баг­ра­та (изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри ут­ра­че­но). Со­хра­ни­лись фраг­мен­ты рос­пи­си 1036 (в т. ч. часть «Ус­пе­ния» в сев. кон­хе, «Рас­пя­тие» – в юж. кон­хе). Из др. мо­на­стыр­ских по­стро­ек со­хра­ни­лись руи­ны 3-не­фно­го ба­зи­ли­каль­но­го зда­ния тра­пез­ной и ду­хов­но­го уч-ща, хо­зяйств. по­ме­ще­ния, 3 ма­лые од­но­неф­ные церк­ви.

Лит.: Се­ве­ров Н. П. Па­мят­ни­ки гру­зин­ско­го зод­че­ст­ва. М., 1947; Та­кай­шви­ли Е. С. Ар­хео­ло­ги­че­ская экс­пе­ди­ция 1917 г. в юж­ные про­вин­ции Гру­зии. Тб., 1952; Бе­рид­зе В. В. Ме­сто па­мят­ни­ков Тао-Клард­же­ти в ис­то­рии гру­зин­ской ар­хи­тек­ту­ры. Тб., 1981; То­кар­ский НМ. Из ис­то­рии сред­не­ве­ко­во­го строи­тель­ст­ва в Тай­ском кня­же­ст­ве. Ер., 1988; Djo­badze W. Z. Early medieval Georgian monas­teries in historical Tao, Klarjet‘i and Šavšet‘i. Stuttg., 1992. Тб., 2007 (на груз. яз.).

Вернуться к началу