МОР ВАН ДАСХОРСТ АНТОНИС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОР ван Дасхорст (Mor van Dashorst) Антонис (Антонио Моро, Moro) (между 1516 и 1520, Утрехт – ок. 1576, Антверпен), нидерл. живописец. Учился в Утрехте у Я. ван Скореля. С 1547 состоял в гильдии живописцев Антверпена. В творчестве М. встречаются религ. и мифологич. композиции, однако его гл. специализацией был портрет. С 1549 в Брюсселе состоял на службе у кардинала Гранвеллы; его портрет (1549, Худож.-историч. музей, Вена), наряду с изображениями др. придворных, написанными в Брюсселе, демонстрирует выработанную (во многом под влиянием Тициана) схему парадного портрета. Художник и в дальнейшем предпочитает монументальное поколенное изображение (или в полный рост), трёхчетвертной разворот, боковое освещение, словно следящий за зрителем взгляд модели. В то же время реалистичная объективность и отстранённость по отношению к модели, внимание к рисунку и линии говорят о том, что итал. образцы были синтезированы мастером с традициями старонидерландской портретной живописи.
В 1550–53 М. работал в Португалии и Испании, портретируя членов королевской семьи Габсбургов (Максимилиан Австрийский и его жена Мария; оба – Прадо, Мадрид). В 1554 посетил Англию по поручению имп. Карла V; исполнил портрет королевы Марии Тюдор (Прадо). В 1555–59 жил в Юж. Нидерландах и Утрехте [портрет Вильгельма Оранского, 1555, замок Вильгельмсхёэ, Кассель; «Филипп II при Сен-Кантене», 1557, Эскориал; портрет Я. ван Скореля (предназначенный для его надгробия) в манере своего учителя, 1559, Антикварное об-во, Лондон]. В 1559–61 находился в Испании на службе у короля Филиппа II (портрет его жены Анны Австрийской, Прадо). По возвращении из Испании работал в Утрехте. Последние годы жизни провёл в Антверпене (с 1564), писал гл. обр. портреты торговцев, отличающиеся большей камерностью и непосредственностью (портрет Томаса Грешема, ок. 1565–70, Рейксмюсеум, Амстердам), также художников (Х. Гольциуса, 1573–74, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).