ГО СИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО СИ, Го Сяньси (псевд. Чуньфу) (ок. 1020, у. Вэньсянь, пров. Хэнань – ок. 1090), кит. живописец-пейзажист и теоретик искусства времени династии Сун. Был членом, педагогом и первым главой Деп-та живописи, а также членом Деп-та каллиграфии при дворе имп. Шэньцзуна (1068–85). Работал преим. в жанре шань-шуй («горы-воды»). Прославился живописью свитков, росписями ширм, экранов и стен в дворцовых и храмовых интерьерах. Мастер монохромной живописи, построенной на тончайших тональных градациях в пределах чёрно-белого диапазона. Создал собств. стиль монументального пейзажа, объединяющий технику линейного детализированного письма с обширными тональными размывами туши. Стремление к точному следованию натуре у Г. С. сочетается с принципиальной спонтанностью живописного процесса.
Теоретич. воззрения Г. С. изложены в трактате «О высокой сути лесов и потоков» (ок. 1070), изданном его сыном – художником Го Сы (ок. 1070–1123). Живопись подчиняется тем же законам «созидательных превращений» (цзао хуа), которые порождают бесконечное разнообразие всего сущего. Г. С. предлагает св. 100 пейзажных сюжетов, связанных с состояниями атмосферы (туманы, облака, дымки) в разное время года или время суток. В трактате сформулирована теория трёх видов воздушной перспективы («высокие дали», «глубокие дали», «ровные дали»). Наследие Г. С. оказало большое влияние на формирование кит. живописи.