Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО СИ

Авторы: В. Г. Белозёрова
Го Си. «Ранняя весна». Шёлк, тушь. 1072. Музей Гугун (Тайбэй).

ГО СИ, Го Сянь­си (псевд. Чунь­фу) (ок. 1020, у. Вэнь­сянь, пров. Хэ­нань – ок. 1090), кит. жи­во­пи­сец-пей­за­жист и тео­ре­тик ис­кус­ст­ва вре­ме­ни ди­на­стии Сун. Был чле­ном, пе­да­го­гом и пер­вым гла­вой Деп-та жи­во­пи­си, а так­же чле­ном Деп-та кал­ли­гра­фии при дво­ре имп. Шэнь­цзу­на (1068–85). Ра­бо­тал пре­им. в жан­ре шань-шуй («го­ры-во­ды»). Про­сла­вил­ся жи­во­пи­сью свит­ков, рос­пи­ся­ми ширм, эк­ра­нов и стен в двор­цо­вых и хра­мо­вых ин­терь­е­рах. Мас­тер мо­но­хром­ной жи­во­пи­си, по­стро­ен­ной на тон­чай­ших то­наль­ных гра­да­ци­ях в пре­де­лах чёр­но-бе­ло­го диа­па­зо­на. Соз­дал собств. стиль мо­ну­мен­таль­но­го пей­за­жа, объ­еди­няю­щий тех­ни­ку ли­ней­но­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пись­ма с об­шир­ны­ми то­наль­ными раз­мы­ва­ми ту­ши. Стрем­ле­ние к точ­но­му сле­до­ва­нию на­ту­ре у Г. С. со­чета­ет­ся с прин­ци­пи­аль­ной спон­тан­но­стью жи­во­пис­но­го про­цес­са.

Тео­ре­тич. воз­зре­ния Г. С. из­ло­же­ны в трак­та­те «О вы­со­кой су­ти ле­сов и по­то­ков» (ок. 1070), из­дан­ном его сы­ном – ху­дож­ни­ком Го Сы (ок. 1070–1123). Жи­во­пись под­чи­ня­ет­ся тем же за­ко­нам «со­зи­да­тель­ных пре­вра­ще­ний» (цзао хуа), ко­то­рые по­ро­ж­да­ют бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие все­го су­ще­го. Г. С. пред­ла­га­ет св. 100 пей­заж­ных сю­же­тов, свя­зан­ных с со­стоя­ния­ми ат­мо­сфе­ры (ту­ма­ны, об­ла­ка, дым­ки) в раз­ное вре­мя го­да или вре­мя су­ток. В трак­та­те сфор­му­ли­ро­ва­на тео­рия трёх ви­дов воз­душ­ной пер­спек­ти­вы («вы­со­кие да­ли», «глу­бо­кие да­ли», «ров­ные да­ли»). На­сле­дие Г. С. ока­за­ло боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние кит. жи­во­пи­си.

Лит.: Чжан Ань­чжи. Го Си. Шан­хай, 1959 (на кит. язы­ке); Sirén O. The Chinese on the art of painting. N. Y., 1963; idem. Chinese pa­in­ting: leading masters and principles. N. Y., 1974; Са­мо­сюк К. Ф. Го Си. Л., 1978; Three thousand years of Chinese painting. New Haven; Beijing, 1997.

Вернуться к началу