ГО́ЛОСОВЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́ЛОСОВЫ, рос. архитекторы, братья. Илья Александрович [19(31).7.1883, Москва – 29.1.1945, там же]. Учился в Москве – в СХПУ (1898–1906) и МУЖВЗ (1907–12), в петерб. АХ (1912–1915). В ранний период создавал проекты в стиле неоклассицизма (дом Габричевской в Москве, 1914, совм. с братом) и неорусском стиле (особняк Зимина в г. Киржач). Во время 1-й мировой войны служил в армии, проектировал сооружения для тыловых частей. После демобилизации создавал проекты в формах упрощённой классики (проект крематория для Москвы, 1919, и др.). Чл. Объединения современных архитекторов (с 1925), чл. редколлегии ж. «Современная архитектура». В поисках совр. архит. композиции в нач. 1920-х гг. уделял осн. внимание закономерностям построения крупной формы, определяя взаимодействие частей «линиями тяготения». Для его эксперим. работ этого периода характерны динамичные сдвиги объёмов, спираль как лейтмотив композиции: обсерватория (1921), Останкинское коннозаводство (1922) и Дворец труда в Москве (1923). Со 2-й пол. 1920-х гг. разрабатывал эстетику конструктивизма. Использовал контрасты ярко окрашенных плоскостей, сочетание стекла и металлич. решётчатых форм, взаимодействие цилиндрич. и кубич. форм, пластич. выразительность объёмов. Осн. проекты: зданий «Аркос» и моск. отделения газ. «Ленинградская правда» (оба 1924), Дома текстиля (1925, совм. с Б. Я. Улиничем), Электробанка (1926; все – в Москве), Дворца труда в Ростове-на-Дону (1925) и Дворца культуры в Сталинграде (ныне Волгоград, 1928). В формах архит. авангарда построены Клуб им. Зуева в Москве (1927–29), Дом Советов в Хабаровске (1928–30), Дом правительства в Элисте (1928–32), жилой комплекс в Иваново-Вознесенске (1930–32). В 1930-е гг. руководил мастерской № 4 Моссовета. Сформулированные ранее принципы построения крупной формы воплотил в классицистических по композиции жилых домах на Яузском бульваре и на Долгоруковской ул. (оба 1934–36), здании Высшей профсоюзной школы (1938; все – в Москве), жилом доме Горьковского автозавода (1936), в конкурсных проектах Дворца Советов (1932), здания ТАСС (1934), Дома книги в Москве (1934–35) и др. С 1919 преподавал в Москве – в СХУМ – Вхутемасе-Вхутеине (где с К. С. Мельниковым организовал отделение «Новая академия»), в Политехнич. ин-те, МАРХИ.
Пантелеймон Александрович [13(25).7.1882, Москва – 8.6.1945, там же]. Учился в СХПУ (1898–1905) и МУЖВЗ (1906–11). В первых проектах отдавал предпочтение стилистике модерна (доходный дом в Уланском переулке в Москве, 1913). Участвовал в работе над планом реконструкции Москвы под рук. И. В. Жолтовского в мастерской Моссовета (1918–20), затем у А. В. Щусева в комиссии «Новая Москва» (1922–1924); в строительстве 1-й Всерос. с.-х. и кустарно-пром. выставки в Москве (павильоны, 1923, не сохр.). Член Объединения современных архитекторов (с 1925). Занимался проблемами экономичной и рациональной архитектуры: рабочий посёлок в Иваново-Вознесенске (1925, построен из стандартных элементов заводского изготовления), посёлок Грознефть близ Грозного (1920-е гг., осуществлён не полностью), образцово-показательный совхоз «Зерноград» в Ростовской обл. (1929–30). В 1920-е гг. развивал идеи конструктивизма в конкурсных проектах: НИИ минер. сырья (1928–30) и кинофабрики «Совкино» (1927) в Москве, торговых корпусов в Новосибирске (1925), жилых зданий в Иваново-Вознесенске (1926), серии клубов Союза железнодорожников и металлистов (1927), здания Центр. почтамта в Харькове (1927). В некоторых конкурсах участвовал вместе с братом. Наиболее значит. произведение конструктивистского периода – здание комбината «Правда» (1929–35, совм. с А. В. Куровским). С 1930-х гг. занимался градостроит. работами, связанными с реконструкцией Москвы. Тенденция освоения классич. традиций нашла отражение в проектах (частично осуществлённых) Радиодома в Алма-Ате, Дома Советов во Владивостоке, комбината газ. «Известия», Дома СНК в Зарядье, жилых домов для артистов Малого театра и на Дорогомиловской набережной в Москве. С 1918 преподавал в Москве – в СХУМ – Вхутемасе-Вхутеине, МИГИ, МАРХИ.