ГЛЁДЕН ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛЁДЕН (Gloeden) Вильгельм фон [16.9.1856, замок Волькасхаген, близ Висмара – 16(?).2.1931, Таормина, Сицилия], барон; нем. фотограф. Обучался живописи в академии в Висмаре. С 1878 жил в Таормине (кроме 1915–19); фотографией занимался с 1880-х гг. под рук. В. фон Плюшова и Дж. Крупи. Чл. лондонского общества «Сомкнутое кольцо» («Linked Ring»), один из создателей худож. коммерч. фотографии. Особой известностью пользовались его пейзажи Сицилии и постановочные фотографии (нередко костюмированные, на фоне пейзажа или древней архитектуры, использующие реквизит – вазы, туники, звериные шкуры) сицилийских юношей в стилистике «живых картин», популярных на рубеже 19–20 вв. Эти «античные идиллии» с их романтич. восприятием Италии и её древней культуры близки живописи Л. Альма-Тадемы и А. Сарторио. Экспериментировал с фотофильтрами (нанося прозрачную краску на фотопластину), разрабатывал новые способы печати, добиваясь эффекта снимка-сепии. Среди гостей, посещавших виллу Г., были Р. Штраус, О. Уайльд, Э. Дузе, Г. Маркони, Г. Д’Аннунцио; З. Н. Гиппиус описала свой визит (вместе с Д. С. Мережковским) в очерке «На берегу Ионического моря» (опубликован в журнале «Мир искусства» в 1899). При муссолиниевском режиме в 1936 фотоархив Г. (ок. 3 тыс. негативов) был конфискован и частично уничтожен; сохранилось лишь около трети работ. Искусство мастера, при жизни рассматривавшееся нередко как китч, заново было оценено в кон. 20 в. и повлияло на творчество Р. Мейплторпа, Пьера и Жиля и др.; Г. можно считать также одним из предшественников перформанса.