Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЦИОНА́ЛЬНАЯ ГАЛЕРЕ́Я

Национальная галерея в Праге. Здание бывшего дворца Кинских. 1755–65. Архитекторы А. Лураго и К. И. Динценхофер.

НАЦИОНА́ЛЬНАЯ ГАЛЕРЕ́Я (Ná­ro­dní ga­lerie) в Пра­ге, круп­ней­ший ху­до­же­ст­вен­ный му­зей Че­хии. Соз­да­на в 1949 на ба­зе ху­дож. кол­лек­ций Об-ва пат­рио­тич. дру­зей иск-ва (ос­но­ва­но в 1796), Га­ле­реи совр. иск-ва ко­ро­лев­ст­ва Бо­ге­мия (ча­ст­ная кол­лек­ция имп. Фран­ца Ио­си­фа I, ос­но­ва­на в 1902), а так­же гра­фич. со­б­ра­ний Нац. му­зея и Уни­вер­си­тет­ской б-ки. Со­б­ра­ния Н. г. раз­ме­ще­ны в не­сколь­ких зда­ни­ях: в мон. Св. Аг­нес­сы Чеш­ской (1-я пол. 13 в.; пе­ре­страи­вал­ся; иск-во Бо­ге­мии и Центр. Ев­ро­пы, 1200–1550), мон. Св. Ге­ор­гия (17–18 вв.; иск-во Бо­ге­мии со вре­мён имп. Ру­доль­фа II до ба­рок­ко), двор­цах Кин­ских (1755–65, ар­хи­тек­то­ры А. Лу­ра­го и К. И. Дин­цен­хо­фер, ин­терь­е­ры – ок. 1830; чеш. пей­заж­ное иск-во 17–21 вв.) и Штерн­берг­ском (1698–1720; ев­роп. иск-во от ан­тич­но­сти до ба­рок­ко), в по­ме­ще­нии Вальд­штейн­ской шко­лы вер­хо­вой ез­ды Вальд­штейн­ско­го двор­ца (1623–1630, ар­хи­тек­то­ры А. Спец­ца и Н. Себ­ре­гон­ди; смен­ные экс­по­зи­ции; кол­лек­ция ста­ро­го иск-ва), в до­ме «У Чёр­ной Бо­го­ма­те­ри» (зда­ние в сти­ле чеш­ско­го ку­биз­ма, 1911–12, арх. Й. Го­чар; иск-во чеш. ку­биз­ма 1-й пол. 20 в.), Тор­го­во-вы­ста­воч­ном двор­це (1925–28, ар­хи­тек­то­ры О. Тыл, Й. Фукс; пе­ре­стро­ен по­сле по­жа­ра 1974; чеш­ское и за­ру­беж­ное иск-во 19 – нач. 21 вв.), все – в Пра­ге; так­же в зам­ке Збра­слав близ Пра­ги (пе­ре­стро­ен по­сле по­жа­ра в 1639; иск-во стран Азии и Ближ­не­го Вос­то­ка, вклю­чая ис­лам­ское иск-во).

Н. г. хра­нит круп­ней­шую кол­лек­цию чеш. ср.-век. жи­во­пи­си (в т. ч. ра­бо­ты Мас­те­ра Тео­до­ри­ка) и скульп­ту­ры, чеш. иск-ва 16 – нач. 21 вв., про­из­ве­де­ния круп­ней­ших мас­те­ров ев­роп. иск-ва мн. школ: италь­ян­ской (А. дел­ла Роб­биа, А. Брон­зи­но, Я. Тин­то­рет­то, Дж. Б. Тье­по­ло), не­мец­кой (Х. Баль­дунг, А. Дю­рер, Л. Кра­нах Стар­ший), ни­дер­ланд­ской (Я. Гос­сарт), гол­ланд­ской (Рем­брандт, Ф. Халс, Я. ван Гой­ен, Я. Стен), фла­манд­ской (П. П. Ру­бенс, А. ван Дейк, Д. Те­нирс Млад­ший), фран­цуз­ской (О. До­мье, Г. Кур­бе, им­прес­сио­ни­сты, А. Рус­со, П. Се­занн, П. Го­ген, А. де Ту­луз-Лот­рек, Ж. Сёрá), ав­ст­рий­ской (Г. Климт), ис­пан­ской (Эль Гре­ко, Х. де Ри­бе­ра, Ф. Гойя), рус­ской (И. Е. Ре­пин), так­же ра­бо­ты ху­дож­ни­ков Ки­тая, Япо­нии, Ин­дии, Ти­бе­та и др. Му­зей ве­дёт боль­шую на­уч­ную и вы­ста­воч­ную ра­бо­ту.

Лит.: Ге­ор­ги­ев­ская Е. Б. Пра­га. М., 1967; Пра­га. М., 1981.

Вернуться к началу