Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУХАММЕДИ́

Авторы: Т. Х. Стародуб
Мухаммеди. «Влюблённые». Ок. 1575. Музей изящных искусств (Бостон).

МУХАММЕДИ́ [Му­хам­ма­ди Ха­ра­ви (Ге­рат­ский)], иран. ри­со­валь­щик и ми­ниа­тю­рист 2-й пол. 16 в. Пол­ное имя и био­гра­фия не­из­вест­ны. Ос­ман­ский хро­нист Мус­та­фа Даф­та­ри, ав­тор трак­та­та «Ма­на­киб и-Ху­нар­ва­ран» («По­хваль­ные ка­че­ст­ва лю­дей та­лант­ли­вых», 1587), оши­боч­но иден­ти­фи­ци­ро­вал М. с теб­риз­ским худ. Мир­зой Али (ок. 1510 – до 1576), ко­то­рый при­нял нис­бу (ро­до­вое имя) М. по сво­ему от­цу Сул­та­ну Мо­хам­ме­ду. М. ра­бо­тал при дво­рах Се­фе­ви­дов, в 1570-х гг. – в Каз­ви­не, ок. 1578–87 – в Ге­ра­те (со­глас­но А. Уэл­чу). Др. ис­сле­до­ва­те­ли (Б. Ро­бин­сон) счи­та­ют, что вся дея­тель­ность М. про­те­ка­ла в Ге­ра­те в пе­ри­од ок. 1560 – ок. 1590. Один из наи­бо­лее ори­ги­наль­ных жи­во­пис­цев сво­его вре­ме­ни, М. ил­лю­ст­ри­ро­вал ру­ко­пи­си («Хам­се» Ни­за­ми, 2-я пол. 16 в., му­зей двор­ца Топ­ка­пы, Стам­бул), од­ним из пер­вых на­чал ра­бо­тать в ми­ниа­тю­ре на отд. лис­тах: по­этич­ные об­ра­зы юно­шей и де­ву­шек («Влюб­лён­ные», ок. 1575), пас­то­раль­ные и эле­гич. сце­ны («Кон­церт для Хам­зы Мир­зы», 1584; обе – Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон), порт­ре­ты («Али­ку­ли-хан», 1584, му­зей двор­ца Топ­ка­пы). Соз­дал собств. стиль, со­че­таю­щий изы­скан­ность и экс­прес­сию, кал­ли­гра­фи­че­ски точ­ный, изящ­ный ли­не­ар­ный ри­су­нок и мяг­кий, то­наль­ный ко­ло­рит, в изо­бра­же­нии пер­со­на­жей – уд­ли­не­ние про­пор­ций и лёг­кую не­ус­той­чи­вость поз. Ока­зал влия­ние на при­двор­ных ху­дож­ни­ков ша­ха Аб­ба­са I, в т. ч. на Ре­за-и Аб­ба­си.

Лит.: Welch A. W. Painting and patronage under Shah Abbas I // Studies on Isfahan. Chestnut Hill, 1974. Vol. 2; Robinson B. W. Muham­madi and the Khorasan style // Iran. 1992. Vol. 30.

Вернуться к началу