Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МРА́У-У

Авторы: Н. А. Гожева

МРА́У-У, Мьо­ха­ун (Мра­ук-У, Мьяу-У; Мро­ха­ун), древ­ний го­род в Мьян­ме, в нац. об­ла­сти (шта­те) Рак­хайн (Ара­кан). Рас­по­ло­жен на ле­во­бе­ре­жье р. Ка­ла­дан, в зап. пред­горь­ях хреб­та Рак­хайн.

Мрау-У. Буддийский комплекс Шиттаун («80 тысяч святынь»). 1535. Фото Н. А. Гожевой

Ос­тат­ки ран­них по­се­ле­ний в М.-У и его ок­ре­ст­но­стях от­но­сят­ся к пер­вым в этой об­лас­ти гос. об­ра­зо­ва­ни­ям: Дхань­я­ва­ди (1–6 вв.) и Вей­та­ли (Ве­са­ли, 4–10 вв.), в ко­то­рых по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние при­шед­шие из Ин­дии ин­ду­изм и буд­дизм ма­хая­ны, позднее уступившие свои позиции буддизму тхеравады. В 1433 (по др. данным, 1430) основан город М.-У, ставший сто­ли­цей ср.-век. гос-ва Рак­хайн. Наи­выс­ше­го эко­но­мич. рас­цве­та М.-У дос­тиг в прав­ле­ние ко­ро­ля Мин­би­на (1531–53). По со­об­ще­ни­ям хро­ник, он соз­дал ог­ром­ный во­ен.-тор­го­вый флот, вклю­чав­ший ок. 10 тыс. су­дов, и вёл ак­тив­ную тор­гов­лю со мно­ги­ми стра­на­ми Вос­то­ка и Ев­ро­пы. По­се­щав­шие М.-У ев­ро­пей­цы на­зы­ва­ли его од­ним из бо­га­тей­ших го­ро­дов Азии. В 15–18 вв. здесь бы­ло по­строе­но мно­го буд­дий­ских (тхе­ра­ва­да) ком­плек­сов, несколько мечетей для мигрирующих из Бенгалии мусуль­ман. В 1784 М.-У по­ко­рён бирм. ар­ми­ей, стал ча­стью Мьян­мы, на­хо­див­шей­ся под вла­стью ди­на­стии Ко­ун­ба­ун (см. Кон­ба­ун). В ре­зуль­та­те анг­ло-бир­ман­ских войн за­хва­чен Брит. Ост-Инд­ской ком­па­ни­ей, столица перенесена в г. Ситуэ.

Мрау-У. Буддийский комплекс Котаунпхэя («90 тысяч святынь»). 1553–56.

По­сле об­ре­те­ния в 1948 Мьян­мой не­за­ви­си­мо­сти в М.-У про­во­дят­ся сис­те­ма­тич. ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния, с 1996 на­ча­лась рес­тав­ра­ция и ре­кон­ст­рук­ция па­мят­ни­ков, вся ста­рая часть го­ро­да (пл. св. 7 км2, 157 ар­хит. па­мят­ни­ков) по­лу­чи­ла ста­тус осо­бой ар­хео­ло­гич. зо­ны. Ко­гда-то весь го­род был опоя­сан мощ­ны­ми ря­да­ми стен (ос­та­лись в осн. фун­да­мен­ты), в его центр. час­ти со­хра­ни­лись ос­тат­ки ко­ро­лев­ско­го двор­ца, ок­ру­жён­но­го трой­ны­ми сте­на­ми (дли­на внеш­ней св. 3,5 км) с во­ро­та­ми, сло­жен­ны­ми из пес­ча­ных бло­ков и кир­пи­ча. Круп­ней­ший буд­дий­ский ком­плекс Шит­та­ун («80 ты­сяч свя­тынь», 1535) рас­по­ло­жен на зап. скло­не го­ры По­кха­ун. С за­па­да и юга он об­не­сён ка­мен­ны­ми сте­на­ми, вдоль юж., сев. и час­тич­но зап. стен сто­ят ря­ды кир­пич­ных ступ. Поч­ти всю тер­ри­то­рию ком­плек­са за­ни­ма­ет свя­ти­ли­ще, увен­чан­ное боль­шой ку­по­ло­образ­ной сту­пой над центр. за­лом, где ус­та­нов­ле­на ста­туя Буд­ды, и 26 мень­ши­ми сту­па­ми над об­ход­ны­ми га­ле­рея­ми. Ка­мен­ные сте­ны свод­ча­тых га­ле­рей ук­ра­ше­ны мно­го­ярус­ны­ми рель­еф­ны­ми ком­по­зи­ция­ми с изо­бра­же­ни­ем сцен из джа­так (пре­ды­ду­щих ро­ж­де­ний Буд­ды), ин­дуи­ст­ских бо­гов, ко­ро­ля Мин­би­на, ох­ра­ни­те­лей, тан­цо­ров и др. В ни­шах и вдоль стен ус­та­нов­ле­но мно­же­ст­во скульп­тур будд (в 16 в. их чис­ло пред­по­ло­жи­тель­но дос­ти­га­ло 84 тыс.). У юго-вост. вхо­да воз­вы­ша­ет­ся т. н. Обе­лиск Шит­тау­на (5–8 вв.) с над­пи­ся­ми на сан­ск­ри­те, при­ве­зён­ный из Вей­та­ли, как и ле­жа­щая ря­дом ог­ром­ная пли­та с изо­бра­же­ни­ем буд­дий­ских сим­во­лов (цве­тов ло­то­са и ко­ле­са). Сре­ди др. куль­то­вых со­ору­же­ний М.-У: Лемь­ех­на, свя­ти­ли­ще цен­трич. ти­па с 8-гран­ным стол­бом в цен­тре, под­дер­жи­ваю­щим вы­со­кое сту­по­об­раз­ное пе­ре­кры­тие (15 в.); Ан­до­тейн (Храм Зу­ба Буд­ды) с ок­то­го­наль­ным в пла­не свя­ти­ли­щем, к ко­то­ро­му при­мы­ка­ет вы­тя­ну­тый по оси вос­ток – за­пад зал для мо­ле­ний (1521, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1596); Шве­та­унп­хэя (Свя­ти­ли­ще Зо­ло­той го­ры, 1553) с са­мой вы­со­кой и изящ­ной в М.-У сту­пой (выс. 87 м); Ко­та­унп­хэя («90 ты­сяч свя­тынь», 1553–56), ок­ру­жён­ный пря­мо­уголь­ной ка­мен­ной ог­ра­дой с тер­ра­са­ми, на ко­торых ус­та­нов­ле­но 108 ма­лень­ких ступ; Дукк­хан­тейн (1571) – боль­шой храм для ор­ди­на­ции буд­дий­ских мо­на­хов, с на­стен­ны­ми рель­е­фа­ми (фи­гу­ры пра­ви­телей, при­двор­ных и др., де­мон­ст­ри­рую­щих ха­рак­тер­ные для то­го вре­ме­ни кос­тю­мы, при­чёс­ки, ук­ра­ше­ния, муз. ин­ст­ру­мен­ты и т. п.); Ра­та­на­бонп­хэя с мас­сив­ной сту­пой в ок­ру­же­нии 24 ступ-зе­ди (1612, силь­но по­стра­да­ла во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны); Ло­ка­ма­на­унп­хэя (17 в.), где сту­па име­ет вы­со­кое мно­го­сту­пен­ча­тое ос­но­ва­ние со мно­же­ст­вом не­боль­ших ступ, мо­ле­лен и буд­дий­ских ста­туй в ни­шах. В совр. зда­нии Ар­хео­ло­гич. му­зея (на тер­ри­то­рии ко­ро­лев­ско­го двор­ца) – кол­лек­ция буд­дий­ской скульп­ту­ры 5–18 вв., фраг­мен­ты ар­хит. де­ко­ра, ке­ра­ми­ка, зо­ло­тые и се­реб­ря­ные мо­не­ты, юве­лир­ные из­де­лия и др.

Лит.: Collis M. The land of the Great image. L., 1942; Golden Mrauk-U: an ancient capital of Rakhine. Yangon, 1997; Gutman P. Burma's lost Kingdoms. Splendours of Arakan. Bang­kok, 2001; Лис­то­па­дов Н. А. Бир­ма. Стра­на к югу от го­ры Ме­ру. М., 2002; Singer N. F. Sculptures from Vaishali, Ara­kan // Arts of Asia. 2007. Vol. 37. № 4.

Вернуться к началу