Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВИ́ЦКИЙ СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ

Авторы: А. Н. Лаврентьев

ЛЕВИ́ЦКИЙ Сер­гей Льво­вич [5(17).8.1819, Мо­ск­ва – 10(22).6.1898, С.-Пе­тер­бург], рос. фо­то­граф. Окон­чил юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1839). В 1839–44 слу­жил в кан­це­ля­рии Мин-ва внутр. дел в С.-Пе­тер­бур­ге. Пер­вые лю­би­тель­ские да­ге­ро­ти­пы вы­пол­нил в 1843 на Кав­ка­зе, где ра­бо­тал сек­ре­та­рём пра­ви­тельств. ко­мис­сии по изу­че­нию ле­чеб­ных свойств ми­нер. вод. По­лу­чил зо­ло­тую ме­даль на вы­став­ке фо­то­гра­фии в Па­ри­же за сни­мок, сде­лан­ный объ­ек­ти­вом Ш. Л. Ше­ва­лье. В 1844 уе­хал в Ев­ро­пу изу­чать тех­ни­ку фо­то­гра­фии, встре­чал­ся с Л. Ж. Да­ге­ром, в Ри­ме уча­ст­во­вал в соз­да­нии груп­по­во­го порт­ре­та (да­ге­ро­ти­па) рус. пи­са­те­лей (вклю­чая Н. В. Го­го­ля). В 1849 от­крыл фо­то­ате­лье на Нев­ском просп. в С.-Пе­тер­бур­ге, став­шее по­пу­ляр­ным и по­лу­чив­шее назв. «Све­то­пись Ле­виц­ко­го». В 1859–65 ра­бо­тал в Па­ри­же – сна­ча­ла во гла­ве фи­лиа­ла амер. фо­то­фир­мы У. Том­со­на, а за­тем в собств. ате­лье; сни­мал па­рад­ные порт­ре­ты и порт­ре­ты-ви­зит­ки. Во Фран­ции был удо­сто­ен зва­ния «фо­то­граф Имп. дво­ра», при­нят в чле­ны Фо­то­гра­фич. об-ва. В 1865 воз­вра­тил­ся в С.-Пе­тер­бург, где сно­ва от­крыл фо­тоате­лье, в 1878 стал чл.-уч­ре­ди­те­лем «от­де­ла све­то­пи­си» Имп. рус. тех­нич. об-ва, по­стро­ил «Фо­то­гра­фи­че­ский дом» (1894); в 1895–1914 фир­му воз­глав­лял его стар­ший сын Лев Сер­гее­вич Ле­виц­кий.

С. Л. Левицкий. Портрет М. А. Бакунина. 1863.

Л. соз­дал эта­лон клас­сич. сту­дий­но­го (по­ста­но­воч­но­го) фо­то­порт­ре­та 19 в. В 1856 был сде­лан зна­ме­ни­тый груп­по­вой порт­рет ав­то­ров ж. «Со­вре­мен­ник»; у не­го сни­ма­лись Л. Н. Тол­стой (1856), А. Н. Ост­ров­ский, Н. А. Не­кра­сов, И. С. Тур­ге­нев, И. А. Гон­ча­ров, Д. В. Гри­го­ро­вич, В. П. Бот­кин, М. А. Ба­ку­нин (1863), А. И. Гер­цен (1864), кн. С. Г. Вол­кон­ский, Д. И. Мен­де­ле­ев. Ра­бо­тал в тех­ни­ке таль­бо­ти­пии и мок­ро­кол­ло­ди­он­но­го про­цес­са, од­ним из пер­вых стал при­менять элек­трич. ос­ве­ще­ние для съём­ки (в пер­вых опы­тах при­ме­нял воль­то­ву ду­гу). В 1875 за се­рию порт­ре­тов чле­нов имп. се­мьи по­лу­чил зва­ние «фо­то­граф их Имп. Ве­ли­честв». Ввёл ряд нов­шеств и усо­вер­шен­ст­во­ва­ний в фо­то­гра­фию: скон­ст­руи­ро­вал ка­ме­ру с раз­движ­ным ме­хом от гар­мош­ки для со­еди­не­ния пе­ред­ней и зад­ней до­сок, чу­гун­ные шта­ти­вы, ввёл ре­тушь по не­га­ти­ву и ри­со­ван­ные фо­ны с изо­бра­же­ни­ем ин­терь­е­ров и пей­за­жей.

Лит.: Ни­ки­тин В. А. Рас­ска­зы о фо­то­гра­фах и фо­то­гра­фии. Л., 1991; У ис­то­ков фо­то­ис­кус­ст­ва. Со­б­ра­ние да­гер­ро­ти­пов ГИМ. М., 1999.

Вернуться к началу