ЛЕВИ́ЦКИЙ СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ЛЕВИ́ЦКИЙ Сергей Львович [5(17).8.1819, Москва – 10(22).6.1898, С.-Петербург], рос. фотограф. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1839). В 1839–44 служил в канцелярии Мин-ва внутр. дел в С.-Петербурге. Первые любительские дагеротипы выполнил в 1843 на Кавказе, где работал секретарём правительств. комиссии по изучению лечебных свойств минер. вод. Получил золотую медаль на выставке фотографии в Париже за снимок, сделанный объективом Ш. Л. Шевалье. В 1844 уехал в Европу изучать технику фотографии, встречался с Л. Ж. Дагером, в Риме участвовал в создании группового портрета (дагеротипа) рус. писателей (включая Н. В. Гоголя). В 1849 открыл фотоателье на Невском просп. в С.-Петербурге, ставшее популярным и получившее назв. «Светопись Левицкого». В 1859–65 работал в Париже – сначала во главе филиала амер. фотофирмы У. Томсона, а затем в собств. ателье; снимал парадные портреты и портреты-визитки. Во Франции был удостоен звания «фотограф Имп. двора», принят в члены Фотографич. об-ва. В 1865 возвратился в С.-Петербург, где снова открыл фотоателье, в 1878 стал чл.-учредителем «отдела светописи» Имп. рус. технич. об-ва, построил «Фотографический дом» (1894); в 1895–1914 фирму возглавлял его старший сын Лев Сергеевич Левицкий.
Л. создал эталон классич. студийного (постановочного) фотопортрета 19 в. В 1856 был сделан знаменитый групповой портрет авторов ж. «Современник»; у него снимались Л. Н. Толстой (1856), А. Н. Островский, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, В. П. Боткин, М. А. Бакунин (1863), А. И. Герцен (1864), кн. С. Г. Волконский, Д. И. Менделеев. Работал в технике тальботипии и мокроколлодионного процесса, одним из первых стал применять электрич. освещение для съёмки (в первых опытах применял вольтову дугу). В 1875 за серию портретов членов имп. семьи получил звание «фотограф их Имп. Величеств». Ввёл ряд новшеств и усовершенствований в фотографию: сконструировал камеру с раздвижным мехом от гармошки для соединения передней и задней досок, чугунные штативы, ввёл ретушь по негативу и рисованные фоны с изображением интерьеров и пейзажей.