КРО́НБОРГ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРО́НБОРГ, замок в г. Хельсингёр (Дания), на берегу прол. Эресунн; памятник архитектуры Возрождения. Первое сооружение на этом месте – крепость Кроген, возведена в 1420-х гг. Эриком Померанским для сбора налога с проходящих через пролив судов. В 1574 по указу Фредерика II флам. арх. Х. ван Пасхен начал перестройку крепости; в 1577 крепость переименовали в К., а руководство работами было передано нидерл. арх. А. ван Опбергену, разработавшему более масштабный проект реконструкции (завершилась в 1585). К., использовавшийся как королевская резиденция, в 1629 сильно пострадал от пожара, но был тщательно восстановлен Х. Стенвинкелем-младшим в 1631–37. В 1658–60 К. был занят швед. войсками и разграблен. Начиная с 1688 вокруг замка сооружалась дополнит. система укреплений Кронверк (голл. арх. Й. Схолтен, итал. арх. Д. Пелли). В 1785 К. передали воен. ведомству и использовали как казармы до 1922. С 1915 в сев. крыле замка расположен Дат. морской музей.
Комплекс К. представляет собой 4 трёхэтажных крыла, расположенных по схеме каре, углы которого отмечены башнями; самая высокая (Башня Трубача) выстроена посередине юж. корпуса (выс. со шпилем 57 м). Кирпичные стены замка облицованы песчаником, а крыши покрыты листовой медью. Ренессансные черты в архитектуре К. проявились прежде всего в классич. элементах оформления дворового фасада замка (сандрики, полуколонны и пр.). Единственным помещением К., не пострадавшим от пожара 1629, является часовня (освящена в 1582) с двумя рядами колонн тосканского ордера и резными и позолоченными дерев. скамьями, хорами и алтарём. Декор остальных интерьеров К. относится к 17–18 вв. (в т. ч. Зал приёмов, первоначально оформленный 43 гобеленами на сюжеты из Ветхого Завета и дат. истории, 1577–80-е гг., худ. Х. Книппер; из 14 сохранившихся гобеленов 7 выставлены в К., остальные – в Нац. музее, Копенгаген). В подземелье К. установлена статуя Хольгера Датчанина (1907, скульптор Х. П. Педерсен-Дан). Ныне К. функционирует как музей. Включён в список Всемирного наследия. К. традиционно считается прообразом замка Эльсинор в трагедии У. Шекспира «Гамлет».