КОЛО́МБ МИШЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛО́МБ (Colombe) Мишель [ок. 1430, Бурж (?) – между 17.10.1512 и 1515, Тур], франц. скульптор. Сын скульптора Филиппа Коломба (? –1457), брат художника-миниатюриста Жана Коломба (ок. 1430/35–1493?). Один из наиболее значит. скульпторов франц. Возрождения, осуществивших синтез традиций франц. готики и классич. стиля итал. иск-ва. О раннем периоде творчества К. известно лишь из документальных источников. В частности, совм. с Ж. Фуке работал над проектами надгробий по заказам Людовика XI (1470) в ц. Нотр-Дам в Клери, близ Орлеана, и еп. Луи де Руо в Туре (1478); в 1484 в Мулене участвовал в создании праздничных декораций по случаю прибытия в город супруги герцога Бурбонского.
Известны два сохранившихся произведения К. По заказу королевы Франции Анны Бретонской создал скульптурную часть гробницы её родителей – Франциска II, герцога Бретани, и Маргариты де Фуа (собор Cвятых Петра и Павла в Нанте, 1499–1507, общий проект – Жана Перреаля, помощниками К. выступали Г. Реньо, Жан из Шартра, Жером из Фьезоле и анонимный итал. скульптор). Традиционная позднеготич. композиция надгробия типа «gisant» (с лежащими на крышке саркофага фигурами усопших, фигурами апостолов и святых в нишах, медальонами с плакальщиками и исполненными в полный рост аллегорич. фигурами Добродетелей) сочетается с ренессансными орнаментикой и приёмами в передаче формы.
Барельеф «Битва святого Георгия с драконом» (1509, Лувр, Париж), созданный для капеллы замка Гайон (не сохр.), – первый монументальный рельеф-картина франц. Возрождения, в котором обрамление выполнено генуэзским скульптором Дж. Паккьяротти (Ж. Пашеро), а композиция навеяна итал. образцами – работами генуэзских скульпторов из семейства Гаджини и рельефом Донателло с подножия статуи св. Георгия (1415–17, Нац. музей Барджелло, Флоренция). Однако итал. идеализм и обобщённая трактовка форм уступают место натуралистич. точности и живости в отображении скальных выступов, растений и др. деталей. Трудности в передаче пространственных планов и перспективных сокращений свидетельствуют о переходном характере данного произведения от готики к ренессансу.