КО́БЕРН АЛВИН ЛАНГДОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́БЕРН (Coburn) Алвин Лангдон (11.6.1882, Бостон – 23.10.1966, Колуин-Бей, Уэльс), амер. и англ. фотограф. Начал заниматься фотоискусством в возрасте 8 лет под влиянием работ своей матери (фотографа-любителя), посещал занятия в летней школе искусств Ф. Х. Дей в Ипсуиче (штат Массачусетс), изучал технику фотогравюры в Лондоне в 1906. Уже в нач. 1900-х гг. вошёл в круг известных фотомастеров Великобритании и США, участвовал в выставке «Новая школа амер. пикториальной фотографии». Был членом фотографич. обществ «Photo-Secession» (с 1902, США) и «Linked Ring» (с 1903, Великобритания).
Работал в жанрах фотопортрета и пейзажа, был близко знаком с Б. Шоу, который ввёл его в круг известных брит. деятелей культуры, а также написал предисловие к каталогу персональной выставки К. (1906). В серии гор. пейзажей К. старался передать состояние природы, атмосферу и настроение. На собств. печатном станке выпустил 2 портфолио («Лондон», 1909; «Нью-Йорк», 1910). Занимался цветной фотографией в технике автохрома. В 1910–11 К. снимал Большой каньон в Калифорнии и виды Нью-Йорка с верхних точек (ц. Троицы, 1912, и др.). Считал, что фотографич. перспектива задаёт композиц. рисунок снимка. В 1912 вошёл в авангардистскую группировку брит. художников-«вортицистов» (см. Вортицизм). В 1916 построил «вортоскоп» – насадку на объектив, составленную из трёх зеркал, при помощи которой снимал абстрактные фотографии, известные как «вортографии» – орнаментальные композиции наподобие калейдоскопич. структур. Снятые при помощи этого устройства кристаллы, осколки стекла, куски дерева и даже портреты (напр., Э. Паунда, 1917) напоминали живопись кубизма. С 1918 увлекался масонством, жил гл. обр. в своём доме в Уэльсе.