КИРИ́ЛЛОВСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРИ́ЛЛОВСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ, храм Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в Киеве. Построена предположительно в 1150–60-х гг., после смерти киевского кн. Всеволода Ольговича (в крещении Кирилла), его вдовой Марией Мстиславовной. Расположена на холме, возвышающемся над сев. предместьем Старого Киева – Куренёвкой, в урочище Дорогожичи; под К. ц. – Кирилловские пещеры (вырыты в 11–13 вв.). Входила в ансамбль Кирилловского мон. (впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1171); в 12–13 вв. княжеская усыпальница Ольговичей (в 1194 здесь похоронен кн. Святослав Всеволодович). После нашествия Батыя монастырь приходит в упадок. Возрождался с 1605 при участии кн. В. К. Острожского. В 1612 центр. престол построенного в 12 в. храма освящён во имя Св. Троицы. В монастыре принял постриг (1668) св. Димитрий Ростовский. Кирилловский мон. упразднён в 1786; в помещениях разместились Кирилловские богоугодные заведения (Инвалидный и Воспитательный дома; дом для умалишённых, ныне гор. психиатрич. больница). В 1929 территория монастыря объявлена заповедником, храм закрыт. В 1937 разобраны колокольня (1760, арх. И. Г. Григорович-Барский) и монастырские стены. В 1941 богослужение ненадолго возобновилось. С 1963 храм стал филиалом музея-заповедника «София Киевская». Богослужение в церкви возобновлено в 1993. В 1999–2000 построена колокольня.
К. ц. – 6-столпный 3-нефный 3-апсидный 5-главый (боковые главы возведены в кон. 17– нач. 18 вв.) храм с хорами и крещальней в юж. части нартекса. Стены сложены из плинфы в технике равнослойной кладки. Первоначально фасады были оформлены лопатками с полуколоннами и аркатурным поясом с поребриковым орнаментом. Порталы имеют 3-уступчатый профиль. В 17 в. переложены своды ветвей креста и угловых членений, верхняя часть барабана и купол, изменены позакомарные покрытия. Зап. фасад с фронтоном и лепным орнаментом в стиле укр. барокко сформировался в сер. 18 в. при участии арх. И. Г. Григоровича-Барского. В интерьере – росписи 3-й четв. 12 в., кон. 17 в., 1880-х гг. (реставрировались в 1927, 1935, 1949–1954, 1965–80). Из фресок 12 в., написанных в смелой манере с размашистыми пробелами, лучше сохранились: «Страшный суд» (один из первых в др.-рус. живописи) в нартексе, сцены из «Жития св. Кирилла Александрийского» в юж. апсиде, фрески капеллы игумена в юж. части хоров («Архангел Михаил, ведущий юного Иоанна Крестителя в пустыню»), изображения святых на подкупольных столбах. Фрески созданы киевскими мастерами, воспринимавшими влияния македонских (Бачково) и зап. романских росписей. На пилястре юж. стены – портрет маслом игумена Иннокентия Монастырского (кон. 17 в.). В 1881–89 фрески расчищены и прописаны масляной краской преподавателями и учащимися Рисовальной школы Н. И. Мурашко под рук. А. В. Прахова, ближайшим сотрудником которого был М. А. Врубель, исполнивший «Сошествие Св. Духа на апостолов», полуфигуру Христа, головы пророков Моисея и Соломона и композицию «Ангелы с лабарами» на хорах, «Положение во гроб» в аркасолии нартекса (все – 1884) и 4 иконы (написаны в 1884–85 в Венеции; «Св. Афанасий», «Богоматерь с Младенцем», «Христос», «Св. Кирилл») для мраморного иконостаса (выполнен по эскизам Прахова). Рядом с К. ц. сохранились: здание трапезной с ц. Василия Великого (1748, сильно перестроено в 20 в.), остатки стены с угловой башней в стиле барокко (1750-е гг.).