Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАН ХИ АН

Авторы: В. Г. Белозёрова
Кан Хи Ан. «Лежащий в раздумье под деревом» («Мудрец, созерцающий воду»). Бумага, тушь. Национальный музей (Сеул).

КАН ХИ АН, Кан Хви­ан (псевд. Ин Чжэ) (1417 или 1419 – 1464 или 1465), кор. кал­ли­граф и ху­дож­ник. Пред­ста­ви­тель на­прав­ле­ния «жи­во­пись ин­тел­лек­туа­лов» (кор. – мунъ­ин­хва, кит. – вэнь­жэньхуа). Из знат­ной се­мьи. Слу­жил при дво­ре ко­ро­ля Сед­жо­на. Уча­ст­во­вал в соз­да­нии об­раз­цов ие­рог­ли­фов для под­виж­но­го ме­тал­лич. шриф­та (1455). Ав­тор кн. «За­пис­ки о раз­ве­де­нии цве­тов» («Ян­хва со­рок»). Со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Ки­тай, где изу­чал жи­во­пись шко­лы Ма-Ся (Ся Гуй и Ма Юань) 12–13 вв., а так­же совр. ему жи­во­пись про­ака­де­мич. шко­лы Чжэ и шко­лы У, раз­ви­вав­шей тра­ди­ции вэнь­жэньхуа. На твор­че­ст­во К. Х. А. так­же ока­за­ла влия­ние эс­те­ти­ка буд­дист­ской шко­лы Сон (кит. – Чань). Как жи­во­пи­сец ра­бо­тал в жан­рах: порт­рет­ном, пей­заж­ном, «цве­ты и пти­цы». Нац. са­мо­быт­ность сти­ля К. Х. А. про­яв­ля­ет­ся в пре­об­ла­да­нии ту­ши над ки­стью, из-за че­го его штри­хи ли­ше­ны лёг­ко­сти, при­су­щей кит. про­то­ти­пам. К. Х. А. ак­цен­ти­ру­ет плот­ность и ве­со­мость форм, не пе­ре­да­вая их внутр. пус­тот­но­сти, обя­за­тель­ной в кит. жи­во­пи­си. Че­ло­век в его твор­че­ст­ве ор­га­нич­но слит с ди­кой при­ро­дой, а не пре­бы­ва­ет в диа­ло­ге с ней, как у кит. мас­те­ров [аль­бом­ный лист «Ле­жа­щий в раз­ду­мье под де­ре­вом» («Муд­рец, со­зер­цаю­щий во­ду»), Нац. му­зей, Се­ул].

Лит.: The art of ancient Korea. L., 1962; Глу­ха­ре­ва О. Н. Ис­кус­ст­во Ко­реи с древ­ней­ших вре­мен до кон­ца XIX в. М., 1982; Se­lected treasures of the National Museums of Korea. Seoul, 1988; Ahn, Hwi-Joon. The arts under King Sejong // King Sejong the Great. Wash., 1992; Во­робь­ев М. В. Очер­ки куль­ту­ры Ко­реи. СПб., 2002.

Вернуться к началу