Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА-Д’О́РО

Авторы: Е. П. Игошина
Фото Е. П. Игошиной Ка-д’Оро в Венеции. Внутренний дворик. 1422–40.

КА-ДО́РО (Ca d’Oro, итал. – зо­ло­той дом), один из наи­бо­лее зна­чит. па­мят­ни­ков свет­ской го­тич. ар­хи­тек­ту­ры в Ве­не­ции. Рас­по­ло­жен на Боль­шом ка­на­ле. Своё на­зва­ние по­лу­чил бла­го­да­ря фа­са­ду, не­ко­гда бо­га­то ук­ра­шен­но­му по­зо­ло­той. Воз­ве­дён по за­ка­зу куп­ца М. Кон­та­ри­ни в 1422–40 итал. ар­хи­тек­то­ра­ми Мар­ко д’Ама­дио (про­ект), Дж. и Б. Бон (ар­хи­тек­ту­ра), М. Ра­вер­ти (эле­мен­ты пла­стич. де­ко­ра); де­ко­ра­тив­ное оформ­ле­ние фа­са­да вы­пол­не­но франц. мас­те­ром Ж. Шар­лье. План двор­ца с лод­жией-при­ста­нью, внутр. дво­ром и при­мы­каю­щим к не­му пор­ти­ком вос­хо­дит к бо­лее ран­ней по­строй­ке. От­ли­чит. осо­бен­но­стью зда­ния стал фа­сад с его яр­ко вы­ра­жен­ной асим­мет­ри­ей. 3-ярус­ная лод­жия (5 ароч­ных про­лё­тов её 1-го яру­са име­ют по­лу­круг­лые за­вер­ше­ния, ар­ки двух верх­них эта­жей – стрель­ча­тые с пе­ре­плё­та­ми в ви­де квад­ри­фо­ли­ев) сме­ще­на вле­во от центр. оси, в то вре­мя как пра­вая часть фа­са­да, оформ­лен­ная мра­мор­ны­ми па­не­ля­ми тё­п­лых то­нов, про­ре­за­на 6 ок­на­ми стрель­ча­тых очер­та­ний. Зда­ние вен­ча­ет пла­сти­че­ски про­ра­бо­тан­ный кар­низ с че­ре­дой раз­но­вы­сот­ных шпи­лей.

Впо­след­ст­вии дво­рец не­од­но­крат­но пе­ре­страи­вал­ся. В 1894 при­об­ре­тён ба­ро­ном Дж. Фран­кет­ти, ко­то­рый от­рес­тав­ри­ро­вал его (в это вре­мя был соз­дан мо­за­ич­ный пол ниж­не­го эта­жа) и раз­мес­тил в нём свою кол­лек­цию про­из­ве­де­ний ев­ро­пей­ско­го, пре­им. итал., иск-ва (жи­во­пись – про­из­ве­де­ния А. Ман­те­ньи, В. Кар­пач­чо, Джорд­жо­не, Ти­циа­на; скульп­ту­ра, шпа­ле­ры, ме­бель). С 1927 му­зей, но­сит на­зва­ние га­ле­рея Дж. Фран­кет­ти (Galleria Giorgio Franchetti alla Ca d’Oro).

Лит.: Arslan E. Venezia gotica. L’architet­tu­ra civile gotica veneziana. Mil., 1970; Art in Ve­nice. N. Y., 1999; Ани­си­мов А. В. Ве­не­ция: Ар­хи­тек­тур­ный пу­те­во­ди­тель. М., 2002.

Вернуться к началу