Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЗНИ́К

ИЗНИ́К (İznik), го­род в се­ве­ро-зап. час­ти Тур­ции, иль Бур­са. Нас. 22,9 тыс. чел. (2007).

Изник. Ешиль-джами (Зелёная мечеть). 1379–93. Зодчий Хаджи ибн Муса. Фото В. М. Паппе

Ос­но­ван в 4 в. до н. э. ма­кед. ца­рём Ан­ти­го­ном I (пра­вил в 306–301 до н. э.) и на­зван Ан­ти­го­ни­ей (’Αντιγόνεια). В том же ве­ке диа­до­хом Ли­си­ма­хом пе­ре­име­но­ван в Ни­кею (Νίϰαια). В 1 в. до н. э. в со­ста­ве Ви­фи­нии Ни­кея пе­ре­шла к Ри­му. С кон. 4 в. н. э. в со­ста­ве Ви­зант. им­пе­рии, один из её гл. тор­го­во-ре­мес­лен­ных и куль­тур­ных цен­тров. Ме­сто про­ве­де­ния 1-го и 7-го Все­лен­ских со­бо­ров. Во вре­мя ара­бо-ви­зант. войн 7–10 вв. два­ж­ды без­ус­пеш­но оса­ж­да­лась ара­ба­ми. В 1081 за­хва­че­на сель­джу­ка­ми и ста­ла сто­ли­цей Ко­ний­ско­го (Рум­ско­го) сул­та­на­та; в 1097 в хо­де 1-го кре­сто­во­го по­хо­да воз­вра­ще­на в со­став Ви­зан­тии. В 1204–61 сто­ли­ца Ни­кей­ской им­пе­рии. В 1330 (по др. дан­ным, в 1331) за­воё­ва­на тур­ка­ми-ос­ма­на­ми и пе­ре­име­но­ва­на в И. В 15–17 вв. из­вест­ный центр про­из-ва ке­ра­мич. из­де­лий (пре­ж­де все­го об­ли­цо­воч­ной плит­ки; в кон. 17 – нач. 18 вв. гл. мас­тер­ские пе­ре­ве­де­ны в Стам­бул).

Внут­ри кре­по­ст­ных стен (выс. до 13 м) с фраг­мен­та­ми клад­ки др.-рим. вре­ме­ни (2–4 вв.) и 6 ви­зант. во­ро­та­ми со­хра­ни­лись ар­хит. па­мят­ни­ки эл­ли­ни­стич. эпо­хи (руи­ны те­ат­ра), др.-рим. вре­ме­ни (кир­пич­ное зда­ние 2 в. н. э., руи­ны хра­ма Апол­ло­на, рын­ка Ад­риа­на) и ви­зант. (ц. Св. Со­фии, 6–7 вв., пе­ре­строе­на по­сле зем­ле­тря­се­ния 1065, фре­ски – пред­по­ло­жи­тель­но 13 в.; руи­ны ц. Ус­пе­ния, 7–8 вв., нар­текс пе­ре­стро­ен по­сле 1065; руи­ны ц. Св. Три­фо­на, сер. 13 в.) эпо­хи. Сре­ди му­сульм. по­стро­ек 14–15 вв.: ме­че­ти Хад­жи-Оз­бек (1333), Ешиль-джа­ми (Зе­лё­ная ме­четь; 1379–1393, зод­чий Хад­жи ибн Му­са; ку­пол на 12-гран­ном ба­ра­ба­не, ми­на­рет от­де­лан зе­лё­ны­ми и си­ни­ми гла­зу­ров. кир­пи­ча­ми), Кут­бед­дин-па­ши (14 в.), Чан­дар­лы Иб­ра­хим-па­ши (15 в.); има­ре­ты (бла­го­тво­рит. уч­ре­ж­де­ния) Ни­лу­фер-ха­тун (1389; ны­не Ар­хео­ло­гич. му­зей), Яку­ба Че­ле­би; мед­ре­се Су­лей­ман-па­ши (пред­по­ложи­тель­но 1336); мав­зо­леи Чан­дар­лы Хай­рад­дин-па­ши (1379; 2 ку­по­ла на мно­го­гран­ных ба­ра­ба­нах), Са­ры-Сал­тук (14 в.), Ха­лил-па­ши (1455); ба­ни Му­ра­да I и Хад­жи-Хам­за.

Лит.: Schmit T. Die Koimesis-Kirche von Ni­kaia. B.; Lpz., 1927; Otto-Dorn K. Das isla­mische İznik. B., 1941; Schneider A. M. Die römischen und byzantinischen Denkmäler von İznik-Nicaea. B., 1943; Foss C., Winfield D. Byzantine fortifications: An introduction. Preto­ria, 1986; Atasoy N., Raby J. İznik: The potte­ry of Ottoman Turkey. 2nd ed. L., 1994; Möl­lers S. Die Hagia Sophia in İznik / Nikaia. Al­fter, 1994; İznik throughout history. İst., 2003; Denny W. İznik: the artistry of Ottoman ceramics. L., 2004.

Вернуться к началу