Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИМИТРО́В-МА́ЙСТОРА ВЛАДИМИР

Авторы: Л. С. Алёшина
В. Димитров-Майстора. «Беление холста». Ок. 1930. Национальная галерея (София).

ДИМИТРО́В-МА́ЙСТОРА Вла­ди­мир (наст. имя и фам. Вла­ди­мир Ди­мит­ров Поп­пет­ров) (1.2.1882, с. Фро­лош, близ Кюс­тен­ди­ла – 29.9.1960, Со­фия), болг. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в Ри­со­валь­ном уч-ще в Со­фии (1903–10) у И. Мыр­квич­ки и А. Ми­то­ва. По­се­тил Рос­сию (1909); пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии (1910, 1922–23) и др. ев­роп. стра­нам, по США (1924). Во вре­мя Бал­кан­ских войн (1912–1913) и 1-й ми­ро­вой вой­ны в ка­че­ст­ве во­ен. ху­дож­ни­ка де­лал за­ри­сов­ки и ак­ва­ре­ли фрон­то­вых сцен. Жил в с. Шиш­ков­цы (1925–44) и в Со­фии. Был уча­ст­ни­ком вы­ста­вок груп­пы «Род­ное ис­кус­ст­во» в Со­фии (1924–39). По­сле вой­ны Д.-М. по­свя­тил своё твор­че­ст­во изо­бра­же­нию кре­сть­ян­ско­го бы­та; те­мы его кар­тин – хо­ро­во­ды, сель­ские свадь­бы, тру­до­вые кре­сть­ян­ские буд­ни. Яр­кие нац. кос­тю­мы оп­ре­де­ля­ют звуч­ный ко­ло­рит и де­ко­ра­тив­ную вы­ра­зи­тель­ность ра­бот Д.-М., свое­об­раз­но со­вме­щав­ших тра­ди­ции нар. болг. ис­кус­ст­ва с приё­ма­ми жи­во­пи­си пост­им­прес­сио­низ­ма. Обоб­щая фор­мы, ху­дож­ник до­би­ва­ет­ся соз­да­ния ти­пи­че­ско­го, ино­гда несколько пла­кат­но­го нар. об­раза («Бе­ле­ние хол­ста», ок. 1930; «Бол­гар­ская Ма­дон­на», ок. 1932; «Жни­цы», ок. 1935; все – Нац. га­ле­рея, Со­фия). Ис­пол­нял так­же порт­ре­ты (Ав­то­порт­рет, 1913, там же; «Де­вуш­ка из с. Шиш­ков­цы», 1937, Му­зей Д.-М., Кюс­тен­дил, и др.). Пре­по­да­вал в гим­на­зии г. Свиш­тов (1911–18), Ри­со­валь­ном уч-ще в Со­фии (проф. с 1920). Иск-во Д.-М. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на твор­че­ст­во мн. болг. ху­дож­ни­ков 20 в. В Кюс­тен­ди­ле соз­дан му­зей ху­дож­ни­ка.

Соч.: Раз­го­во­ри, пис­ма, спо­ме­ни. Со­фия, 1972.

Лит.: Ко­лев Б., Ко­це­ва Й. В. Ди­мит­ров-­Май­сто­ра. Со­фия, 1974; Ди­мит­ров Г. В. Ди­мит­ров-Май­сто­ра. Со­фия, 1982; Ав­ра­мов Д. В. Ди­мит­ров-Май­сто­ра. Со­фия, 1983; он же. Май­сто­ра и не­го­во­то вре­ме. Со­фия, 1989.

Вернуться к началу