Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДА́ЦЗУ́

Авторы: В. Г. Белозёрова
Дацзу. Ансамбль на горе Баодиншань.

ДА́ЦЗУ́ (до­слов­но – «Боль­шой дос­та­ток»), скаль­ный буд­дий­ский ком­плекс в ок­рест­но­стях г. Чун­цин в пров. Сы­чу­ань (Ки­тай). На скло­нах гор и в ру­ко­твор­ных пе­ще­рах в 7–19 вв. вы­се­че­но св. 50 тыс. скульп­тур­ных из­вая­ний и ок. 100 тыс. ие­рог­ли­фов. В сю­же­тах скульп­тур­ных ком­по­зи­ций Д. от­ра­же­ны син­кре­тич. ре­лиг. пред­став­ле­ния ср.-век. Ки­тая. Наи­бо­лее круп­ным и хо­ро­шо со­хра­нив­шим­ся яв­ля­ет­ся ан­самбль на го­ре Бао­дин­шань (2 па­го­ды, св. 10 тыс. скульп­тур­ных изо­бра­же­ний, ил­лю­ст­ри­рую­щих 19 буд­дий­ских притч, вклю­чая ком­по­зи­цию 13 в. «Па­ра­нир­ва­на Буд­ды» с 31-мет­ро­вой фи­гу­рой Буд­ды; 24 вы­гра­ви­ро­ван­ных тек­ста). На го­ре Бэй­шань – 300-мет­ро­вый ан­самбль из 290 групп из­об­ра­же­ний 9–13 вв. (ок. 7 тыс. скульп­тур пре­им. буд­дий­ской те­ма­ти­ки, 55 дар­ст­вен­ных над­пи­сей и др.), на вер­ши­не хол­ма 12-ярус­ная па­го­да 12 в. Рель­е­фы на го­рах Нань­шань и Шич­жу­ань­шань при­ме­ча­тель­ны об­ра­ще­ни­ем к да­ос­ской и кон­фу­ци­ан­ской те­ма­ти­ке. Скульп­ту­ры из Д. от­ра­жа­ют раз­ные эта­пы кар­ди­наль­ной ки­таи­за­ции прив­не­сён­но­го из Ин­дии буд­дий­ско­го изо­бра­зит. ка­но­на. Мяг­кие ка­мен­ные по­ро­ды скло­нов ме­ст­ных гор по­зво­ля­ли со­че­тать обоб­щён­но-плав­ную мо­де­ли­ров­ку осн. объ­ё­мов с тща­тель­ной про­ра­бот­кой де­та­лей; на мн. па­мят­ни­ках со­хра­ни­лась яр­кая по­ли­хром­ная рас­крас­ка. Про­из­ве­де­ния проф. скульп­то­ров со­сед­ст­ву­ют с ра­бо­та­ми нар. мас­те­ров, и те и дру­гие от­ли­ча­ют­ся жиз­нен­ной кон­крет­но­стью, свой­ст­вен­ной кит. сис­те­ме пла­стич. мыш­ле­ния. Д. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Howard A. F. Summit of treasures: Bud­dhist cave art of Dazu, China. Trumbull, 2001.

Вернуться к началу