ДА́ЦЗУ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДА́ЦЗУ́ (дословно – «Большой достаток»), скальный буддийский комплекс в окрестностях г. Чунцин в пров. Сычуань (Китай). На склонах гор и в рукотворных пещерах в 7–19 вв. высечено св. 50 тыс. скульптурных изваяний и ок. 100 тыс. иероглифов. В сюжетах скульптурных композиций Д. отражены синкретич. религ. представления ср.-век. Китая. Наиболее крупным и хорошо сохранившимся является ансамбль на горе Баодиншань (2 пагоды, св. 10 тыс. скульптурных изображений, иллюстрирующих 19 буддийских притч, включая композицию 13 в. «Паранирвана Будды» с 31-метровой фигурой Будды; 24 выгравированных текста). На горе Бэйшань – 300-метровый ансамбль из 290 групп изображений 9–13 вв. (ок. 7 тыс. скульптур преим. буддийской тематики, 55 дарственных надписей и др.), на вершине холма 12-ярусная пагода 12 в. Рельефы на горах Наньшань и Шичжуаньшань примечательны обращением к даосской и конфуцианской тематике. Скульптуры из Д. отражают разные этапы кардинальной китаизации привнесённого из Индии буддийского изобразит. канона. Мягкие каменные породы склонов местных гор позволяли сочетать обобщённо-плавную моделировку осн. объёмов с тщательной проработкой деталей; на мн. памятниках сохранилась яркая полихромная раскраска. Произведения проф. скульпторов соседствуют с работами нар. мастеров, и те и другие отличаются жизненной конкретностью, свойственной кит. системе пластич. мышления. Д. включён в список Всемирного наследия.