Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЛАДЬЕ́ ДЖУЗЕППЕ

Авторы: И. Е. Путятин
Дж. Валадье. Террасы Монте-Пинчо в Риме.

ВАЛАДЬЕ́ (Valadier) Джу­зеп­пе (14.4.1762, Рим – 1.2.1839, там же), итал. ар­хи­тек­тор, гра­до­строи­тель, тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры. Один из гл. пред­ста­ви­те­лей клас­си­циз­ма в Ита­лии. Про­ис­хо­дит из се­мьи юве­ли­ров, прие­хав­ших в Рим из Фран­ции в нач. 18 в. Учил­ся у от­ца, пап­ско­го юве­ли­ра и рес­тав­ра­то­ра Лу­ид­жи Ва­ла­дье (1726–85), и в ака­де­мии Св. Лу­ки в Ри­ме; со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Ми­ла­не и Мар­се­ле. С 1781 ра­бо­тал при пап­ском дво­ре. С 1786 ру­ко­во­дил вос­ста­но­вит. ра­бо­та­ми по­сле зем­ле­тря­се­ния в Ро­ма­нье (со­бор в Ур­би­но и др.). В ар­хит. сти­ле В. это­го вре­ме­ни ощу­ща­ет­ся влия­ние А. Пал­ла­дио. В 1800–17 для кн. Ста­ни­сла­ва По­ня­тов­ско­го воз­вёл вил­лу на Фла­ми­ние­вой до­ро­ге в Ри­ме (час­тич­но пе­ре­строе­на в сер. 19 в.). Рес­тав­ри­ро­вал ан­тич­ные па­мят­ни­ки, стре­мясь мак­си­маль­но со­хра­нить и вы­явить их под­лин­ные час­ти: мост Миль­вио (по за­ка­зу па­пы Пия VII), ар­ку Ти­та, храм Фор­ту­ны Ви­ри­лис и др. – все в Ри­ме; ар­ку Ав­гу­ста в Ри­ми­ни. По его про­ек­ту в 1816–1824 бы­ла про­из­ве­де­на ре­кон­ст­рук­ция Пьяц­ца-дель-По­по­ло и при­мы­каю­щих к ней тер­рас Мон­те-Пин­чо в Ри­ме, в резуль­та­те ко­то­рой по­строй­ки 15–17 вв. бы­ли объ­е­ди­не­ны в клас­си­ци­стич. ан­самбль оваль­ной пло­ща­ди. Пре­по­да­вал тео­рию ар­хи­тек­ту­ры в ака­де­мии Св. Лу­ки (1821–37).

Соч.: Raccolta di diverse invenzioni... [Ro­ma], 1796; Progetti architettonici. ... Roma, 1807; Narrazione artistica dell’operato finora nel ristauro dell’Arco di Tito. Roma, 1822; L’ar­chitettura pratica dettata nella scuola e catted­ra dell’insigne Accademia di San Luca. Roma, 1828–1839. Vol. 1–5. Roma, 2000; Opere di architet­tura e di ornamento. Roma, 1833.

Лит.: Marconi P. G. Valadier. Roma, 1964; Debenedetti E. Valadier: diario architettonico. Roma, 1979; idem. Valadier: segno e architet­tura. Roma, 1985.

Вернуться к началу