БЭ́КОН ФРЭНСИС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЭ́КОН (Bacon) Фрэнсис (28.10.1909, Дублин – 28.4.1992, Мадрид), англ. живописец. Спец. образования не получил. Был дизайнером по мебели и оформлению интерьеров; начал заниматься живописью, находясь под впечатлением от творчества П. Пикассо, в период пребывания в Париже (1927–29). В нач. 1940-х гг. уничтожил почти все свои ранние работы. В 1950-х гг. сложилась его индивидуальная худож. манера. Иносказательная живопись Б. вскрывает противоречия совр. цивилизации, обнаруживая скрытые за её рациональными структурами катастрофич. процессы: мир науч. лабораторий и бюрократич. организаций оборачивается в произведениях Б. кошмаром пыточных камер, шоковыми вспышками тёмных инстинктов, губительным брожением хаотичных, неуправляемых сил. Картины Б. возникают на стыке рассудочного конструирования и спонтанного образотворчества: в стерильных пустых пространствах разыгрываются «взрывоподобные» живописные события – из красочного месива рождаются мучительно искажённые человеческие существа, корчащиеся в приступах клаустрофобии и страха. Многие из этих образов имеют реальную основу: Б. пользовался кино- и фотоматериалами, запечатлевшими сцены насилия, массовых беспорядков, врождённых уродств и т. п. Обращался к традиц. темам (монументальные триптихи на тему Распятия: 1962, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк; 1965, Гос. галерея совр. иск-ва, Мюнхен), использовал мотивы классич. произведений (серия вариаций на тему «Портрета папы Иннокентия X» Д. Веласкеса, 1951–65). В триптихах Б., при отсутствии сюжетного развёртывания, возникает своеобразная кинематографич. последовательность, при которой каждое полотно фиксирует разные ракурсы одной пластич. темы либо высвечивает отрывочные стадии скрытого от глаз события («Три этюда мужской спины», 1970, Кунстхаус, Цюрих; «Этюды человеческого тела», 1970, частное собрание, Мадрид).