Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЭ́КОН ФРЭНСИС

Авторы: В. А. Крючкова
Ф. Бэкон. «Три эскиза для Распятия». 1962. Музей Гуггенхейма (Нью-Йорк).

БЭ́КОН (Bacon) Фрэн­сис (28.10.1909, Дуб­лин – 28.4.1992, Мад­рид), англ. жи­во­пи­сец. Спец. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. Был ди­зай­не­ром по ме­бе­ли и оформ­ле­нию ин­терь­е­ров; на­чал за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью, на­хо­дясь под впе­чат­ле­ни­ем от твор­че­ст­ва П. Пи­кас­со, в пе­ри­од пре­быва­ния в Па­ри­же (1927–29). В нач. 1940-х гг. унич­то­жил поч­ти все свои ран­ние ра­бо­ты. В 1950-х гг. сло­жи­лась его ин­ди­ви­ду­аль­ная ху­дож. ма­не­ра. Ино­ска­за­тель­ная жи­во­пись Б. вскры­ва­ет про­ти­во­ре­чия совр. ци­ви­ли­за­ции, об­на­ру­жи­вая скры­тые за её ра­цио­наль­ны­ми струк­ту­ра­ми ка­та­ст­ро­фич. про­цес­сы: мир на­уч. ла­бо­ра­то­рий и бю­ро­кра­тич. ор­га­ни­за­ций обо­ра­чи­ва­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях Б. кош­ма­ром пы­точ­ных ка­мер, шо­ко­вы­ми вспыш­ка­ми тём­ных ин­стинк­тов, гу­би­тель­ным бро­же­ни­ем хао­тич­ных, не­уп­рав­ляе­мых сил. Кар­ти­ны Б. воз­ни­ка­ют на сты­ке рас­су­доч­но­го кон­ст­руи­ро­ва­ния и спон­тан­но­го об­ра­зо­твор­че­ст­ва: в сте­риль­ных пус­тых про­стран­ст­вах ра­зыг­ры­ва­ют­ся «взры­во­по­доб­ные» жи­во­пис­ные со­бы­тия – из кра­соч­но­го ме­си­ва рож­да­ют­ся му­чи­тель­но ис­ка­жён­ные че­ло­ве­че­ские су­ще­ст­ва, кор­ча­щие­ся в при­сту­пах кла­ус­т­ро­фо­бии и стра­ха. Мно­гие из этих об­разов име­ют ре­аль­ную ос­но­ву: Б. поль­зо­вал­ся ки­но- и фо­то­ма­те­риа­ла­ми, за­печат­лев­ши­ми сце­ны на­си­лия, мас­со­вых бес­по­ряд­ков, вро­ж­дён­ных уродств и т. п. Об­ра­щал­ся к тра­диц. те­мам (мо­ну­мен­таль­ные трип­ти­хи на те­му Рас­пя­тия: 1962, Му­зей Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; 1965, Гос. га­ле­рея совр. иск-ва, Мюн­хен), ис­поль­зо­вал мо­ти­вы клас­сич. про­из­ве­де­ний (се­рия ва­риа­ций на те­му «Порт­ре­та па­пы Ин­но­кен­тия X» Д. Ве­ла­ске­са, 1951–65). В трип­ти­хах Б., при от­сут­ст­вии сю­жет­но­го раз­вёр­ты­ва­ния, воз­ни­ка­ет свое­об­раз­ная ки­не­ма­то­гра­фич. по­сле­до­ва­тель­ность, при ко­то­рой ка­ж­дое по­лот­но фик­си­ру­ет раз­ные ра­кур­сы од­ной пла­стич. те­мы ли­бо вы­све­чи­ва­ет от­ры­воч­ные ста­дии скры­то­го от глаз со­бы­тия («Три этю­да муж­ской спи­ны», 1970, Кун­ст­ха­ус, Цю­рих; «Этю­ды че­ло­ве­че­ско­го те­ла», 1970, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Мад­рид).

Лит.: Deleuze G. F. Bacon: logique de la sensation. P., 1981. Vol. 1–2; Leiris M. F. Bacon, face et profil. N. Y., 1983; Sylvester D. Bruta­lity of fact: interviews with F. Bacon. 3rd ed. L., 1987; Ф. Бэ­кон. Жи­во­пись. (Кат. вы­став­ки). М., 1988; Peppiatt M. F. Bacon: ana­tomy of an enigma. N. Y., 1997.

Вернуться к началу