Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЫМЧАКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Б. Кизилов /2010/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/

КРЫМЧАКИ́ (са­мо­на­зва­ния – кърым­чах, кърым­чах­лар), эт­нич. груп­па ев­ре­ев в Кры­му. Чис­лен­ность 177 чел. (2014, Республика Крым; перепись). Согласно оценке (2008), 600 чел. проживают в Из­раи­ле; жи­вут также на Украине, в Аб­ха­зии (Су­хум), США, Гер­ма­нии и др. Го­во­рят на рус. яз., не­мно­гие со­хра­ня­ют зна­ние крым­чак­ско­го яз. (в Республике Крым – 6 чел.; 2014, перепись). По рели­гии – иу­даи­сты.

Тер­мин «кърым­чах» упо­ми­на­ет­ся в пись­мен­ных ис­точ­ни­ках с 1859. До это­го К. на­зы­ва­ли се­бя йе­гу­дим, бе­не Йис­ра­эль или Срэль ба­ла­лары (сы­ны Из­раи­ля). По эпи­гра­фич. и ар­хео­ло­гич. дан­ным (ка­мен­ные ма­ну­мис­сии – ак­ты об от­пу­ще­нии ра­бов, над­гроб­ные сте­лы с изо­бра­же­ни­ем се­ми­свеч­ни­ков и паль­мо­вых вет­вей, ос­тат­ки си­на­го­ги в Хер­со­не­се), ев­реи про­ни­ка­ют в Крым из Ма­лой Азии не позд­нее 1-й пол. 1-го тыс. Про­жи­ва­ли в Бос­по­ре, Хер­со­не­се, Пар­те­ни­те и на тер­ри­то­рии совр. Бах­чи­са­рай­ско­го р-на [Ви­ли­но, Кы­зы-Кер­мен (Ка­зы-Кер­мен), Эс­ки-Кер­мен]. Под­дер­жи­ва­ли кон­так­ты с ев­рея­ми Ви­зан­тии; кон­так­ты с ха­за­ра­ми не от­ра­же­ны в дос­туп­ных письм. и ар­хео­ло­гич. ис­точ­ни­ках. В 1096 ев­реи бы­ли из­гна­ны из Хер­со­не­са. С кон. 13 в. об­щи­на на­чи­на­ет рас­ти за счёт пе­ре­се­лен­цев из ев­роп. и вост. стран. Со­хра­ни­лись све­де­ния о пе­ре­пис­ке на др.-евр. яз. крым­чак­ско­го куп­ца Ход­жи (т. е. па­лом­ни­ка в Иеру­са­лим) Кёк­кё­за (Хо­зя Ко­кос) из Каф­фы с ца­рём Ива­ном III Ва­силь­е­ви­чем. С нач. 16 в. К. про­жи­ва­ли в осн. в Ка­ра­су­ба­за­ре (ны­не Бе­ло­горск), Каф­фе (Фео­до­сия) и Сол­ха­те (Ста­рый Крым). Ко вре­ме­ни вхо­ж­де­ния Кры­ма в со­став Рос­сии (1783) на по­луост­ро­ве на­счи­ты­ва­лось ок. 800 К. По ан­тро­по­ло­гич. ти­пу нес­коль­ко от­ли­ча­лись от аш­ке­на­зов. С кон. 19 в. К. рас­се­ли­лись прак­ти­че­ски по всем го­ро­дам Кры­ма. В кон. 19 в. и в 1921–23 мно­гие эмиг­риро­ва­ли в Па­ле­сти­ну и США. В США ос­но­ва­ли ны­не су­ще­ст­вую­щее «Зем­ля­че­ст­во крым­ских ев­ре­ев в Аме­ри­ке». По пе­ре­пи­си 1926, нас­чи­ты­ва­лось 6,4 тыс. К. По­сле Великой Отечественной вой­ны в ре­зуль­та­те мас­со­во­го унич­то­же­ния К. на­цис­та­ми в Кры­му ос­та­лось 700–750 К. По пе­ре­пи­си 1959, в СССР бы­ло 1,5 тыс. К. В 1990-е гг. осн. часть К. эмиг­ри­ро­ва­ла в Из­ра­иль. С 1989 в Сим­фе­ро­по­ле дей­ст­ву­ет куль­тур­но-про­све­ти­тель­ное об-во «Кърым­чах­лар» (с 2015 общественная организация «Крымское общество крымчаков "Кърымчахлар"»), с 2005 им вы­пус­ка­ет­ся альманах «Кърым­чах­лар».

До нач. 19 в. осн. за­ня­тия­ми К. бы­ли ре­мес­ло (ко­же­вен­ни­ки, се­дель­щи­ки, шор­ни­ки, ша­поч­ни­ки) и мел­кая тор­гов­ля, с нач. 19 в. они ста­ли так­же за­ни­мать­ся зем­ле­де­ли­ем. Бы­то­вая куль­ту­ра, по­ве­рья, фольк­лор близ­ки к крым­ско-та­тар­ским. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ти­пич­на для тюр­ко­языч­ных на­ро­дов: би­фур­ка­тив­но-ли­ней­ная тер­ми­но­ло­гия в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей (ли­ней­ная при обоз­на­че­нии брать­ев от­ца и ма­те­ри) со­че­та­ет­ся со сколь­зя­щим счё­том по­ко­ле­ний и де­ле­ни­ем сиб­лин­гов по от­но­сит. воз­ра­сту и (сре­ди стар­ших сиб­лин­гов) по по­лу. Ха­рак­тер­но на­ли­чие спец. тер­ми­нов для пра­ба­бок. Еди­ный ре­лиг. ри­ту­ал, пред­став­ляю­щий со­бой смесь из аш­ке­наз­ских, вост. и ро­ма­ни­от­ских эле­мен­тов, вы­ра­бо­тал в нач. 16 в. Мо­ше бен Яаков «а-Го­ле» («Из­гнан­ник») из Кие­ва. К 16 в. осн. разговорным язы­ком ста­но­вит­ся эт­но­лект крым­ско-тат. язы­ка, за­пи­сы­вае­мый евр. ал­фа­ви­том. Лит. язы­ком ос­та­вал­ся древ­не­ев­рей­ский. На нём в 18 в. Да­вид Лех­но на­пи­сал хро­ни­ку по ис­то­рии Крым­ско­го хан­ст­ва «Да­вар се­фа­та­им» («Ре­че­ние уст») и др. со­чи­не­ния. По­яв­ля­ет­ся лит-ра на крым­ско-тат. яз.: ре­лиг. со­чи­не­ния, пе­ре­во­ды тар­гу­мов, мо­лит­вы, сти­хи, за­пи­си ле­генд, сказ­ки, пес­ни (пыз­мон), за­гад­ки (тап­мачъа), пье­сы, со­би­рав­шие­ся в ру­ко­пис­ные сб-ки (джон­ка; мн. ч. джон­ка­лар). Сре­ди ав­то­ров кон. 19 – нач. 20 вв. – Ни­сим Ле­ви Чах­чир и Мар­сель Пе­рич. В 1920-е гг. крым­чак­ские си­на­го­ги в СССР бы­ли за­кры­ты и К. прак­ти­че­ски пе­ре­ста­ли со­блю­дать ре­лиг. об­ряд­ность, пе­ре­шли пре­им. на ки­рил­ли­цу. Мно­гие К. в Кры­му и Рос­сии ут­ра­ти­ли евр. иден­тич­ность и счи­та­ют се­бя по­том­ка­ми ха­зар. В Тель-Ави­ве крым­чак­ская си­на­го­га функ­цио­ни­ро­ва­ла до 1981. В Кры­му дваж­ды в год от­ме­ча­ет­ся День па­мя­ти жертв 1941–42 (тъкун).

Лит.: Крым­ча­ки // Крат­кая ев­рей­ская эн­цик­ло­пе­дия. Ие­ру­са­лим, 1988. Т. 4; По­лин­ская М. С., Чер­нин ВЮ. Тер­ми­но­ло­гия род­ст­ва у крым­ча­ков // Со­вет­ская тюр­ко­ло­гия. 1988. № 3; Ку­по­вец­кий МС. К эт­ни­че­ской ис­то­рии крым­ча­ков // Эт­но­кон­такт­ные зо­ны в ев­ро­пей­ской час­ти СССР. М., 1989; Khaza­nov A. The Krymchaks: a vanishing group in the So­viet Union. Jerusalem, 1989; Крым­ча­ки / Сост. Д. И. Реби, В. М. Лом­бро­зо. Сим­фе­ро­поль, 2001; Ян­бай Я. Тюрк­ская ли­те­ра­ту­ра крым­ча­ков // Ма­те­риа­лы по ар­хео­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии Тав­рии. 2001. Вып. 8; Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. М., 2003 (Народы и культуры); Кизилов М. Б. Крым­ча­ки: сов­ре­мен­ное со­стоя­ние об­щи­ны // Ев­ро­ази­ат­ский ев­рей­ский еже­год­ник – 5768 (2007/2008). [К.], 2008; Ки­зи­лов М. Б. Крым­ча­ки // От ким­мерий­цев до крым­ча­ков. 5-е изд. Сим­фе­ро­поль, 2010; Shapira D. Some notes on the his­tory of the Crimean Jewry from the ancient times until the end of the 19th cen­tury // Jews and Slavs. 2008. Vol. 19; Ачки­на­зи И. В. Крым­ча­ки. Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский очерк. 2-е изд. Сим­фе­ро­поль, 2018.

Вернуться к началу