КРЫМЧАКИ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЫМЧАКИ́ (самоназвания – кърымчах, кърымчахлар), этнич. группа евреев в Крыму. Численность 177 чел. (2014, Республика Крым; перепись). Согласно оценке (2008), 600 чел. проживают в Израиле; живут также на Украине, в Абхазии (Сухум), США, Германии и др. Говорят на рус. яз., немногие сохраняют знание крымчакского яз. (в Республике Крым – 6 чел.; 2014, перепись). По религии – иудаисты.
Термин «кърымчах» упоминается в письменных источниках с 1859. До этого К. называли себя йегудим, бене Йисраэль или Срэль балалары (сыны Израиля). По эпиграфич. и археологич. данным (каменные манумиссии – акты об отпущении рабов, надгробные стелы с изображением семисвечников и пальмовых ветвей, остатки синагоги в Херсонесе), евреи проникают в Крым из Малой Азии не позднее 1-й пол. 1-го тыс. Проживали в Боспоре, Херсонесе, Партените и на территории совр. Бахчисарайского р-на [Вилино, Кызы-Кермен (Казы-Кермен), Эски-Кермен]. Поддерживали контакты с евреями Византии; контакты с хазарами не отражены в доступных письм. и археологич. источниках. В 1096 евреи были изгнаны из Херсонеса. С кон. 13 в. община начинает расти за счёт переселенцев из европ. и вост. стран. Сохранились сведения о переписке на др.-евр. яз. крымчакского купца Ходжи (т. е. паломника в Иерусалим) Кёккёза (Хозя Кокос) из Каффы с царём Иваном III Васильевичем. С нач. 16 в. К. проживали в осн. в Карасубазаре (ныне Белогорск), Каффе (Феодосия) и Солхате (Старый Крым). Ко времени вхождения Крыма в состав России (1783) на полуострове насчитывалось ок. 800 К. По антропологич. типу несколько отличались от ашкеназов. С кон. 19 в. К. расселились практически по всем городам Крыма. В кон. 19 в. и в 1921–23 многие эмигрировали в Палестину и США. В США основали ныне существующее «Землячество крымских евреев в Америке». По переписи 1926, насчитывалось 6,4 тыс. К. После Великой Отечественной войны в результате массового уничтожения К. нацистами в Крыму осталось 700–750 К. По переписи 1959, в СССР было 1,5 тыс. К. В 1990-е гг. осн. часть К. эмигрировала в Израиль. С 1989 в Симферополе действует культурно-просветительное об-во «Кърымчахлар» (с 2015 общественная организация «Крымское общество крымчаков "Кърымчахлар"»), с 2005 им выпускается альманах «Кърымчахлар».
До нач. 19 в. осн. занятиями К. были ремесло (кожевенники, седельщики, шорники, шапочники) и мелкая торговля, с нач. 19 в. они стали также заниматься земледелием. Бытовая культура, поверья, фольклор близки к крымско-татарским. Система терминов родства типична для тюркоязычных народов: бифуркативно-линейная терминология в поколении родителей (линейная при обозначении братьев отца и матери) сочетается со скользящим счётом поколений и делением сиблингов по относит. возрасту и (среди старших сиблингов) по полу. Характерно наличие спец. терминов для прабабок. Единый религ. ритуал, представляющий собой смесь из ашкеназских, вост. и романиотских элементов, выработал в нач. 16 в. Моше бен Яаков «а-Голе» («Изгнанник») из Киева. К 16 в. осн. разговорным языком становится этнолект крымско-тат. языка, записываемый евр. алфавитом. Лит. языком оставался древнееврейский. На нём в 18 в. Давид Лехно написал хронику по истории Крымского ханства «Давар сефатаим» («Речение уст») и др. сочинения. Появляется лит-ра на крымско-тат. яз.: религ. сочинения, переводы таргумов, молитвы, стихи, записи легенд, сказки, песни (пызмон), загадки (тапмачъа), пьесы, собиравшиеся в рукописные сб-ки (джонка; мн. ч. джонкалар). Среди авторов кон. 19 – нач. 20 вв. – Нисим Леви Чахчир и Марсель Перич. В 1920-е гг. крымчакские синагоги в СССР были закрыты и К. практически перестали соблюдать религ. обрядность, перешли преим. на кириллицу. Многие К. в Крыму и России утратили евр. идентичность и считают себя потомками хазар. В Тель-Авиве крымчакская синагога функционировала до 1981. В Крыму дважды в год отмечается День памяти жертв 1941–42 (тъкун).