Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАЧА́ЕВЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Дж. Каракетов

КАРАЧА́ЕВЦЫ (самоназвание къарачайлыла), тюркский народ в России. Живут в осн. в Карачаево-Черкесии (194,3 тыс. чел.). Составляют большинство нас. г. Карачаевск, Усть-Джегутинского, Карачаевского, Малокарачаевского, Прикубанского, ок. 30% нас. Зеленчукского и 18% нас. Урупского р-нов; значит. число К. живёт в Черкесске, а также в г. Кисловодск Ставропольского края (15,6 тыс. чел.). Всего в России 218,4 тыс. чел. (2010, перепись). Живут также в Турции, Египте, Сирии, США и др. Общая числ. ок. 250 тыс.чел. За рубежом К. называются также выходцы из Балкарии. Говорят на карачаево-балкарском языке, ок. 95% владеют рус. яз. Верующие – мусульмане-сунниты.

Карачаевская семья. Фото Д. И. Ермакова. Кон. 19 в. Российский этнографический музей (Санкт-Петербург).

Име­ют об­щее про­ис­хо­ж­де­ние, куль­ту­ру и язык с бал­кар­ца­ми. В 16–18 вв. тер­ри­то­рия рас­се­ле­ния К. и бал­кар­цев на­зы­ва­лась Ка­ра­чай, или Ка­ра­чи, а её на­се­ле­ние – ка­ра­чолс, ка­ра­чио­лис, ге­рач-халк. Пер­вое упо­ми­на­ние о Ка­ра­чае, или Ка­ра­чер­кас­ской зем­ле, встре­ча­ет­ся в рус. ис­точ­ни­ках – в от­пис­ке по­соль­ст­ва Моск. гос-ва к крым­ско­му ха­ну 1501. В хо­де мон­го­ло-тат. на­ше­ст­вия и по­хо­дов Ти­му­ра (13–14 вв.) эт­нич. тер­ри­то­рия К. су­зи­лась до вер­ховь­ев Те­ре­ка и Ку­ба­ни. Пос­ле Кав­каз­ской вой­ны 1817–64 часть К. пе­ре­се­ли­лась в Ос­ман­скую им­пе­рию. В 1866–70 зем­ли К. со­став­ля­ли Эльб­рус­ский ок­руг Ку­бан­ской обл. В 1917 в со­ста­ве Гор­ской рес­пуб­ли­ки был об­ра­зо­ван Ка­ра­чае­во-Бал­кар­ский штат, в 1921 в со­ста­ве Гор­ской АССР – Ка­ра­ча­ев­ский нац. ок­руг. В 1922 об­ра­зо­ва­на Ка­ра­чае­во-Чер­кес­ская АО, в 1926 – Ка­ра­ча­ев­ская АО. В 1943 бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны в Ср. Азию, по­сле 1957 боль­шин­ст­во К. вер­ну­лось на ро­ди­ну.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за (см. в ст. Азия). Осн. за­ня­тия – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во и тер­рас­ное зем­ле­де­лие. Бы­ли раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву и кам­ню, ков­ро­тка­че­ст­во, про­из-во вой­ло­ка. Жи­ли­ще (т. н. ка­ра­ча­ев­ский дом) сруб­ное, с дву­скат­ной кров­лей и при­стен­ным оча­гом-ка­ми­ном. Знать строи­ла «де­ре­вян­ные зам­ки» (ба­шы джа­былгъ­ан ар­баз), жи­лые и хо­зяйств. по­ме­ще­ния ко­то­рых вы­хо­ди­ли на внут­рен­ний двор с га­ле­ре­ей, опи­раю­щей­ся на 4-уголь­ные в се­че­нии за­бу­то­ван­ные внут­ри и ош­ту­ка­ту­рен­ные сна­ру­жи ко­лон­ны. Из оде­ж­ды свое­об­раз­ны ко­рот­кая муж­ская на­кид­ка из вой­ло­ка или шку­ры с ка­пю­шо­ном (ге­бе­нек), шу­ба (тё­ре­чи­ле кий­им, тё­ре­чи­ле­ни тон­ла­ры) из вол­чь­е­го или бе­личь­е­го ме­ха, ко­то­рую на­де­ва­ли су­дьи.

Архив М. Дж. Каракетова Знатная карачаевка. 2-я пол. 19 в.

Об­ще­ст­во де­ли­лось на со­сло­вия: знать (бий, чан­ка и ту­ма, или эсек­ку-эль­туд), дво­ря­не, или уз­де­ни (по­том­ст­вен­ные – бе­лые уз­де­ни, сыр­ма­ёз­ден­ле, или сый­лы­ёз­ден­ле, трёх раз­ря­дов: ул­лу­ёз­ден­ле, са­рай­ма­ёз­ден­ле и кер­ти­ёз­ден­ле; не­знат­ные – чёр­ные уз­де­ни, ка­ра­ёз­ден­ле, или сый­сы­зёз­ден­ле, трёх раз­ря­дов: тю­зёз­ден­ле, тё­ге­ре­кёз­ден­ле и тё­бе­нёз­ден­ле, или ка­ра­ки­ши­ле), и кре­сть­я­не (го­су­дар­ст­вен­ные – эс­киа­зат­ла, азат­ла, или сар­кит­ле; вла­дель­че­ские – къул­ла и къа­ракъ­ул­ла). Се­ле­ния (тий­ре) бы­ли кня­же­ски­ми (бий-кьа­бак), уз­ден­ски­ми (ёз­ден-кьа­бак), кре­сть­ян­ски­ми (къул-къа­бак) и се­ле­ния­ми воль­но­от­пущен­ни­ков (азат­ла-къа­бак), объ­е­ди­ня­лись в об­ще­ст­ва (джа­маа­ты, джа­магъ­а­ты), управ­ляв­шие­ся пред­ста­ви­те­ля­ми кня­зя – не­кху­да­ми. Из уз­де­ней фор­ми­ро­ва­лась кня­же­ская дру­жи­на. Кня­зья име­ли так­же вое­ни­зи­ров. от­ря­ды кул­каза­ков (къул­къ­а­закъ­лар), ко­то­рые про­жи­ва­ли в спе­ци­аль­но для них по­стро­ен­ных ка­зар­мах. Адм. центр Ка­ра­чая на­хо­дил­ся в Кюн­нюм-Къа­ла (воз­ле совр. сёл Карт-Джурт, Хур­зук и Уч­ку­лан). Тра­диц. управ­ле­ние в це­лом со­хра­ня­лось до сер. 19 в.

К. име­ют раз­ви­тый до­му­суль­ман­ский пан­те­он, воз­глав­ляе­мый Тей­ри (Хан Тей­ри, Тей­ри-Хан); в не­го вхо­ди­ли и хри­сти­ан­ские пер­со­на­жи: Бай­рым (от Ма­ри­ем – Де­ва Ма­рия) – по­кро­ви­тель­ни­ца ма­те­рин­ст­ва, Ба­рас (от св. Па­ра­ске­вы Пят­ни­цы) – по­кро­ви­тель­ни­ца тка­че­ст­ва, Гюр­ге (от св. Ге­ор­гия) – по­кро­ви­тель до­рог в иной мир, Элия (от св. Илии) – мол­нии и т. д. С бо­же­ст­вом гро­ма Чоп­па был свя­зан празд­ник Чоп­па-Той, вес­ной от­ме­ча­ли празд­ник Гол­лу. Сре­ди К. рас­про­стра­ни­лись су­фий­ские ор­де­на Ка­ди­рийя (18 в.) и На­кшбан­дийя (нач. 20 в.). Муз. фольк­лор К. един с бал­кар­с­ким.

Лит.: Те­ке­ев К. М. Ка­ра­ча­ев­цы и бал­кар­цы: Тра­ди­ци­он­ная сис­те­ма жиз­не­обес­пе­че­ния. М., 1989; Бид­жи­ев Х. Х.-М. Тюр­ки Се­вер­но­го Кав­ка­за. Чер­кесск, 1993; Бит­ти­ро­ва Т. Ш. Ре­ли­ги­оз­ная куль­ту­ра и ли­те­ра­ту­ра ка­ра­чае­во-бал­кар­цев. Ка­ра­ча­евск, 1999; Ка­ра­ке­тов М. Д. Миф и функ­цио­ни­ро­ва­ние ре­ли­ги­оз­но­го куль­та в за­го­вор­но-за­кли­на­тель­ном ри­туа­ле ка­ра­ча­ев­цев и бал­кар­цев. М., 1999; Ка­ра­ча­ев­цы и бал­кар­цы: эт­но­гра­фия, ис­то­рия, ар­хео­ло­гия. М., 1999; Ка­ра­ча­ев­цы и бал­кар­цы: язык, эт­но­гра­фия, ар­хео­ло­гия, фольк­лор / Ред. Э. Р. Те­ни­шев. М., 2001; Мал­кон­ду­ев Х. Х. Эт­ни­че­ская куль­ту­ра бал­кар­цев и ка­ра­ча­ев­цев. Наль­чик, 2001; Лай­па­нов К. Т. Ка­ра­чай и ка­ра­ча­ев­цы. Чер­кесск, 2005; Ёз­ден Адет: эти­че­ский ко­декс ка­ра­чае­во-бал­кар­ско­го на­ро­да / Сост., пре­дисл. и ком­мент. М. Ч. Джур­ту­бае­ва. Наль­чик, 2005; Карачаевцы. Балкарцы / Отв. ред. М. Д. Каракетов, Х.-М. А. Сабанчиев. М., 2014. (Народы и культуры).

  • КАРАЧА́ЕВЦЫ тюрк. народ в России, осн. население Карачаево-Черкесии (2009)
  • КАРАЧА́ЕВЦЫ тюрк. народ в России, осн. население Карачаево-Черкесии (2015)
Вернуться к началу