Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШО́А

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 73

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ШО́А, шу­ва, ша­ам­ба (баг­га­ра, бак­ка­ра – «пас­ту­хи»; чад­ские ара­бы, су­дан­ские ара­бы), араб. на­род на вос­то­ке Цен­траль­но­го и за­па­де Вост. Су­да­на. Жи­вут в са­хе­ле ме­ж­ду оз. Чад на за­па­де и Бе­лым Ни­лом на вос­то­ке: юж. часть Ча­да [в осн. ре­гио­ны Бат­ха, Ад­же-Ла­ми (Ха­джер-Ла­мис), Ша­ри-Ба­гир­ми, Ге­ра; 2,5 млн. чел. – 2017, оцен­ка], юго-за­пад Су­да­на (юг Дар­фу­ра, Кор­до­фан; св. 3 млн. чел.), юго-вос­ток Ни­ге­ра (юго-вос­ток деп-та Диф­фа; св. 150 тыс. чел.), се­ве­ро-вос­ток Ни­ге­рии (вос­ток шта­та Бор­но; 300 тыс. чел.), се­вер Ка­ме­ру­на (се­вер Край­не­се­вер­ной пров.; 175 тыс. чел.) и ЦАР (100 тыс. чел.). Жи­вут так­же в Юж. Су­да­не и Ли­вии. Об­щая чис­лен­ность ок. 6,5 млн. чел. Нег­рои­ды. Го­во­рят на чад­ском диа­лек­те (шу­ва) араб. яз. (в Ча­де – яз. ме­жэт­ни­че­ско­го об­ще­ния). Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Пред­ки Ш. миг­ри­ро­ва­ли в 9–10 вв. из Егип­та и др. стран Сев. Аф­ри­ки в са­хель­скую зо­ну Вос­точ­но­го, а за­тем (14–17 вв.) и Центр. Су­да­на. Воз­во­дят своё про­ис­хо­ж­де­ние к до­му­суль­ман­ско­му на­се­ле­нию Хид­жа­за. Ш. со­став­ля­ли ос­но­ву ар­мии Мах­ди­ст­ско­го го­су­дар­ст­ва. При­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в гражд. вой­нах в Су­да­не и Ча­де в кон. 20 – нач. 21 вв.

За­ни­ма­ют­ся по­лу­ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом (верб­лю­ды и круп­ный ро­га­тый скот) и по­лив­ным зем­ле­де­ли­ем (зер­но­вые, бах­че­вые и бо­бо­вые куль­ту­ры, фи­ни­ко­вая паль­ма, хлоп­чат­ник). Ш.-го­ро­жа­не ра­бо­та­ют тор­гов­ца­ми-раз­нос­чи­ка­ми, са­пож­ни­ка­ми, мяс­ни­ка­ми. Тра­диц. жи­ли­ща – гли­но­бит­ные или са­ман­ные до­ма с внутр. дво­ри­ка­ми или пря­мо­уголь­ная кар­кас­ная хи­жи­на, кры­тая ци­нов­ка­ми или шку­ра­ми. Оде­ж­да об­ще­араб­ско­го ти­па, для муж­чин ха­рак­те­рен тюр­бан. Ос­но­ва со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – со­сед­ская или ко­че­вая об­щи­на, со­стоя­щая обыч­но из 2–3 боль­ше­се­мей­ных пат­ри­ар­халь­ных об­щин. Со­хра­ня­ют­ся муз. и сти­хотв. фольк­лор, сказ­ки, прит­чи, по­сло­ви­цы.

Лит.: Cunnison I. Baggara Arabs: Power and the Lineage in a Sudanese nomad tribe. Oxf., 1966; Essays in Sudan ethnography. L., 1972; Arabs and Arabic in the Lake Chad region. Köln, 1994.

Вернуться к началу