Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́О

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 722-723

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Я́О (кит.; вьетн. зао; са­мо­на­зва­ния: в Ки­тае – мань, минь, «лю­ди», во Вьет­на­ме – ким мьен, «лю­ди гор»), груп­па на­ро­дов мяо-яо в Юго-Вост. Азии. Жи­вут на юге Ки­тая [2,8 млн. чел. – 2010, пе­ре­пись; в осн. на юге пров. Ху­нань, се­ве­ре пров. Гу­ан­дун (Лянь­шань-Чжу­ан-Яо­ский, Лянь­нань-Яо­ский и Жую­ань-Яо­ский ав­то­ном­ные уез­ды), се­ве­ре и се­ве­ро-вос­то­ке Гу­ан­си-Чжу­ан­ско­го ав­то­ном­но­го р-на (Ба­ма-Яо­ский, Дахуа-Яо­ский, Ду­ань-Яо­ский, Цзинь­сю-Яо­ский, Гун­чэн-Яо­ский, Лун­шэн­ский мно­го­на­цио­наль­ный и Фу­чу­ань-Яо­ский ав­то­ном­ные уез­ды) и юге пров. Юнь­нань (Цзинь­пин-Мяо-Яо-Дай­ский и Хэ­коу-Яо­ский ав­то­ном­ные уез­ды)], се­ве­ре Вьет­на­ма (751,1 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), се­ве­ро-за­па­де Лао­са (20 тыс. чел. – 2017, оцен­ка; се­вер пров. Сай­ня­бу­ли, за­пад пров. Бо­кэу, вос­ток пров. Лу­анг­намт­ха, се­ве­ро-за­пад пров. Пхонг­са­ли) и Таи­лан­да (45 тыс. чел.; про­вин­ции Лам­панг, Пха­яу, Нан). Го­во­рят на яз. мьен се­мьи хмонг-мьен язы­ков, часть – на хмонских (буну, пахынг, зёуно, кьонг-най) и тай-кадайских (лаккья) языках. По­пыт­ки вве­де­ния пись­мен­но­сти на ос­но­ве лат. гра­фи­ки в 1930-х и в 1980-х гг.; рас­про­стра­не­но так­же кит., ла­ос­ское и тай­ское пись­мо. Ве­рую­щие дао­сы.

Женщина яо с ребёнком. Луангнамтха, Лаос. Фото 1996. Фото Arian Zwegers / flickr.com

Пред­ки яо при­шли с се­ве­ра. Во вре­мя «Вьет­нам­ской вой­ны» часть яо бе­жа­ла в Таи­ланд и эмиг­ри­ро­ва­ла в США. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Азии. За­ни­ма­ют­ся за­лив­ным и под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (рис, ку­ку­ру­за, ба­тат и др.), жи­вот­но­вод­ством, лес­ны­ми и гор­ны­ми про­мыс­ла­ми. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное с щеб­нем, кры­ша че­ре­пич­ная или со­ло­мен­ная. Внут­ри на­про­тив вхо­да – ал­тарь пред­ков (мьенв баа­их) в ви­де дву­створ­ча­то­го шкаф­чи­ка, где хра­нят­ся таб­лич­ки с име­на­ми умер­ших (мьенв кув); у той же сте­ны в уг­лу – зем­ля­ной очаг с од­ним или дву­мя вма­зан­ны­ми кот­ла­ми. Тра­диц. оде­ж­да в осн. чёр­но­го или тём­но-си­не­го цве­та с по­ло­са­ми вы­ши­то­го ор­на­мен­та: курт­ка и шта­ны у муж­чин, курт­ка и не­сши­тая юб­ка или ха­лат и шта­ны у жен­щин; муж­чи­ны и жен­щи­ны но­сят боль­шое ко­ли­че­ст­во се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний; го­ло­ву слож­ным об­ра­зом по­вя­зы­ва­ют плат­ком. Фольк­лор вклю­ча­ет ле­ген­ды, ми­фы, сказ­ки, пес­ни-им­про­ви­за­ции в ви­де пе­ре­клич­ки юно­шей и де­ву­шек, мо­ло­дёж­ные «тан­цы под лу­ной». Муз. ин­ст­ру­мен­ты – ба­ра­ба­ны и флей­ты (в т. ч. ти­па ки у мяо, на ко­то­рой иг­ра­ют юно­ши). Прак­ти­ку­ют ша­ма­ны.

Лит.: Итс Р. Ф. На­ро­ды груп­пы мяо-яо // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; Litzinger R. A. Other Chinas: The Yao and the politics of national belonging. Durham, 2000.

Вернуться к началу