ХАДЗА́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАДЗА́ (самоназвания – хадза, хатса, хадзапи, хадзабе; на суахили – ватиндига, вакиндига), койсанский народ на северо-востоке Танзании. Живут в районе оз. Эяси (юго-запад обл. Аруша, север обл. Сингида и юго-восток обл. Шиньянга). Численность 1 тыс. чел. (2016, оценка). Говорят на яз. хадза, распространены также языки суахили, исанзу (иссансу) и др. соседних бантуязычных народов. В осн. придерживаются традиц. верований, есть христиане.
Традиционно рассматривались как оставшаяся часть койсанского населения Вост. Африки (т. н. бушмены Вост. Африки). Согласно генетич. исследованиям, близки к пигмеям мбути и ака. Контакты с соседями с 18 в., с европейцами (немцами) – с кон. 19 в. В 1930-х гг. впервые описаны нем. исследователем Л. Коль-Ларсеном. С сер. 20 в. вытеснялись соседями из саванн на болотистые земли. Отвергали неоднократные попытки перевода на оседлость и обращения в христианство.
Традиц. занятия – бродячая охота, сбор мёда диких пчёл, собирательство. В дождливый сезон собирают плоды, птичьи и черепашьи яйца, кочуя локальными группами до 20 чел., в сухой сезон охотятся с луком и стрелами с каменными или железными наконечниками (антилопы, кролики, мангусты, обезьяны, изредка – буйволы, слоны, жирафы) группами до 70 чел. В период засухи выменивают у соседнего народа иссансу кость и шкуры на кукурузу. Наконечники стрел, ножи, топоры выковывают из привозного железа. Плетут циновки и украшения из бисера и игл дикобраза. Жилище – хижина из травы, одежда – передники из шкур или кожи. Счёт родства билатеральный. Семья малая, брачное поселение вири- и амбилокальное, локальные группы (до 100 чел.) возглавляет наиболее удачливый охотник. Сохраняют фольклор (мифы, легенды, сказки). Некоторые Х. утратили традиц. образ жизни и работают по найму.