КЕРЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕРЕ́КИ (самоназвания анкалгакку – приморские люди, аракыкку – от чукотского кэрэкит), народ в России. Жили в селе Мейныпильгыно в Беринговском районе Чукотского автономного округа. Численность 4 чел., из них в Чукотском автономном округе 1 чел. (2010, перепись). Говорили в осн. по-чукотски и по-русски, пассивно сохранялся также керекский язык.
Первоначально занимали побережье Берингова моря от Анадырского лимана до устья реки Опука. По предположению В. Г. Богораза, К. произошли в результате смешения коряков (чавчувенов и олюторцев) и чукчей с эскимосами. Археологи выделяют древнекерекскую археологич. культуру (с 1-й пол. 1-го тыс. до н. э.), происхождение которой связывают с общим протоэскалеуто-ительменским этнич. пластом (Н. Н. Диков). Выделялись группы наваринских, или мейныпильгынских (самоназвание ыйулалгалакку – верхние), и хатырских (самоназвание иутылалгакку – нижние) кереков. В 19–20 вв. К. обычно относили к корякам. По переписи 1897, насчитывалось 102 керека. В 20 в. почти полностью ассимилированы чукчами. В 2000 включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.
К. занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак (нарты и упряжка вост.-сибирского или чукотско-корякского типа). У юж. К. существовало мелкотабунное оленеводство. Рыбу заготавливали впрок. Для морской охоты применялись особое гарпунное устройство (т. н. керекская спица) и лук со стрелами. При охоте на морского зверя и медведя до 1970-х гг. использовали дубинку (кэлюунэн) с наконечником из моржового клыка или металла, находящую аналогии среди предшественников томагавка у индейцев Северной Америки. Зимние поселения включали 1–3 большие землянки, в каждой – по несколько семей. Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами. Был развит шаманизм; шаман имел спец. ритуальную одежду. Рядом с керекскими поселениями имелись жертвенные места – скопления моржовых черепов с воткнутой китовой челюстью и пр. Фольклор близок к корякскому, ительменскому, чукотскому; бытовал цикл сюжетов о Вороне Куки (Кутхе).