Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИБО́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 138-139

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Горелова

СИБО́ (сибинцы; са­мо­на­зва­ние – си­бэ), тун­гу­со-маньч. на­род в Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Ки­тае. Чис­лен­ность 189,4 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Боль­шин­ст­во (сев.-вост. С.) жи­вёт в бас­сей­нах рек Нэнь­цзян, сред­не­го те­че­ния Сун­га­ри и Ляо­хэ [пров. Хэй­лунц­зян, Ги­рин (Цзи­линь) и Ляо­нин], 34,6 тыс. чел. (сев.-зап. С.) – по сред­не­му те­че­нию р. Или и её пра­во­му при­то­ку р. Хор­гос на се­ве­ре Синь­цзян-Уй­гур­ско­го ав­то­ном­но­го р-на (Чап­чал-Си­бо­ский ав­то­ном­ный у. на за­па­де Или-Ка­зах­ско­го ав­то­ном­но­го окр.). Сев.-вост. С. го­во­рят по-ки­тай­ски, сев.-зап. С. – на диа­лек­те маньч. язы­ка (обособляется как отдельный язык), а так­же на ки­тай­ском, ка­зах., монг., уй­гурском и рус. язы­ках. Ве­рую­щие – буд­ди­сты, со­хра­ня­ют­ся ша­манские куль­ты.

Сибо. Рисунок Г. Лансделла. 1882. Синьцзян.

Пред­ки С., оби­тав­шие в рай­оне го­ро­дов Ци­ци­кар и Бо­ду­нэ (территория, ранее входившая в гос-во Фу­юй, раз­би­тое в 285 сянь­би), по-ви­ди­мо­му, – юж. ветвь объ­е­ди­не­ния ши­вэй (си­вэй), вклю­чав­ше­го тун­гу­со-маньч., монг. и тюрк. пле­ме­на и за­ни­мав­ше­го се­ве­ро-за­пад совр. пров. Хэй­лунц­зян. По вер­сии са­мих С., а так­же ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, их пред­ка­ми бы­ли пред­ки мон­го­лов – мэн­гу-ши­вэй, вхо­див­шие в объ­е­ди­не­ние сянь­би. В 10 в. пред­ки С. бы­ли под­чи­не­ны ки­дань­ской им­пе­ри­ей Ляо, в 12 в. – чжу­ч­жэнь­ской им­пе­ри­ей Цзинь, за­тем ста­ли вас­са­ла­ми хор­чин­ских мон­го­лов, миг­ри­ро­вав­ших в рай­он рек Нэнь­цзян и Сун­га­ри, по­сле по­ра­же­ния от ой­ра­тов в 1438. В 1692 бы­ли вы­ку­п­ле­ны как со­пле­мен­ни­ки им­пе­ра­то­ром ди­на­стии Цин Кан­си (1662–1722) и рас­пре­де­ле­ны в вось­ми­зна­мён­ную маньч. ар­мию под назв. «но­вые мань­чжу­ры». В 1700–01, по­сле вос­ста­ния маньч. пле­мён Хой­фан и Ула про­тив Цин­ско­го до­ма, 20 тыс. ци­ци­кар­ских С. пе­ре­се­ле­ны в Хух-Хо­то во Внутр. Мон­го­лии для ох­ра­ны гра­ни­цы от на­бе­гов сев. мон­го­лов; 36 тыс. С. из Бо­ду­нэ бы­ли пе­ре­ве­де­ны в Мук­ден (ны­не Шэнь­ян). По­сле вос­ста­ния ци­ци­кар­ских С. в 1764 18 тыс. мук­ден­ских С. пе­ре­се­ле­ны в до­ли­ну р. Или в Джун­га­рии для ох­ра­ны за­воё­ван­ной мань­жу­ра­ми в 1755 тер­ри­то­рии Синь­цзя­на. В Синьц­зя­не С. раз­ви­ва­ли оро­сит. зем­ле­де­лие, куль­ти­ви­ро­вали та­бак и мак, строи­ли буд­дий­ские хра­мы. Чис­лен­ность С. рез­ко умень­ши­лась в ре­зуль­та­те их ис­поль­зо­ва­ния в по­давле­нии Дун­га­но-та­ран­чин­ско­го вос­ста­ния (1864–71). В пе­ри­од рес­пуб­ли­ки мно­гие сев.-вост. С. сра­жа­лись в Доб­ро­вольч. ар­мии про­тив япон­цев, сев.-зап. – про­тив Го­минь­да­на в пе­ри­од Илий­ско­го вос­ста­ния. В ус­ло­ви­ях изо­ля­ции сев.-зап. С. со­хра­ни­ли маньч. язык и куль­ту­ру (см. в ст. Мань­чжу­ры). Их язык пре­по­да­ёт­ся в шко­лах, на нём ве­дут­ся те­ле­пе­ре­да­чи, из­да­ёт­ся един­ст­вен­ная в ми­ре мань­чжу­роя­зыч­ная газ. «Чаб­чал Сэр­кин» («Ча­бу­чар­ские но­во­сти»). Со­хра­ня­ют­ся куль­ты муж­ско­го бо­же­ст­ва Ха­ир­кан (Ха­ри­кан) ма­фа и жен­ско­го – Си­ри (Сирин) ма­ма. В мае (4-й месяц по лунному календарю), во вре­мя еже­год­но­го празд­ни­ка в па­мять о пе­ре­хо­де из Мань­чжу­рии в Синь­цзян, ис­пол­ня­ет­ся ри­ту­аль­ный та­нец.

Лит.: Лебедева Е. П., Горелова Л. М. Сиди Кур. Сибинская версия «Волшебного мерт­ве­ца». Тексты в записи В. В. Радлова // Aetas manjurica. 1994. Vol. 4; On the tracks of Man­chu Culture: 1644–1994; 350 years after the conquest of Peking. Wiesbaden, 1995; Gore­lo­va L. M. Manchu grammar. Leiden; Boston, 2002.

Вернуться к началу