СИБО́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИБО́ (сибинцы; самоназвание – сибэ), тунгусо-маньч. народ в Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Китае. Численность 189,4 тыс. чел. (2010, перепись). Большинство (сев.-вост. С.) живёт в бассейнах рек Нэньцзян, среднего течения Сунгари и Ляохэ [пров. Хэйлунцзян, Гирин (Цзилинь) и Ляонин], 34,6 тыс. чел. (сев.-зап. С.) – по среднему течению р. Или и её правому притоку р. Хоргос на севере Синьцзян-Уйгурского автономного р-на (Чапчал-Сибоский автономный у. на западе Или-Казахского автономного окр.). Сев.-вост. С. говорят по-китайски, сев.-зап. С. – на диалекте маньч. языка (обособляется как отдельный язык), а также на китайском, казах., монг., уйгурском и рус. языках. Верующие – буддисты, сохраняются шаманские культы.
Предки С., обитавшие в районе городов Цицикар и Бодунэ (территория, ранее входившая в гос-во Фуюй, разбитое в 285 сяньби), по-видимому, – юж. ветвь объединения шивэй (сивэй), включавшего тунгусо-маньч., монг. и тюрк. племена и занимавшего северо-запад совр. пров. Хэйлунцзян. По версии самих С., а также ряда исследователей, их предками были предки монголов – мэнгу-шивэй, входившие в объединение сяньби. В 10 в. предки С. были подчинены киданьской империей Ляо, в 12 в. – чжучжэньской империей Цзинь, затем стали вассалами хорчинских монголов, мигрировавших в район рек Нэньцзян и Сунгари, после поражения от ойратов в 1438. В 1692 были выкуплены как соплеменники императором династии Цин Канси (1662–1722) и распределены в восьмизнамённую маньч. армию под назв. «новые маньчжуры». В 1700–01, после восстания маньч. племён Хойфан и Ула против Цинского дома, 20 тыс. цицикарских С. переселены в Хух-Хото во Внутр. Монголии для охраны границы от набегов сев. монголов; 36 тыс. С. из Бодунэ были переведены в Мукден (ныне Шэньян). После восстания цицикарских С. в 1764 18 тыс. мукденских С. переселены в долину р. Или в Джунгарии для охраны завоёванной маньжурами в 1755 территории Синьцзяна. В Синьцзяне С. развивали оросит. земледелие, культивировали табак и мак, строили буддийские храмы. Численность С. резко уменьшилась в результате их использования в подавлении Дунгано-таранчинского восстания (1864–71). В период республики многие сев.-вост. С. сражались в Добровольч. армии против японцев, сев.-зап. – против Гоминьдана в период Илийского восстания. В условиях изоляции сев.-зап. С. сохранили маньч. язык и культуру (см. в ст. Маньчжуры). Их язык преподаётся в школах, на нём ведутся телепередачи, издаётся единственная в мире маньчжуроязычная газ. «Чабчал Сэркин» («Чабучарские новости»). Сохраняются культы мужского божества Хаиркан (Харикан) мафа и женского – Сири (Сирин) мама. В мае (4-й месяц по лунному календарю), во время ежегодного праздника в память о переходе из Маньчжурии в Синьцзян, исполняется ритуальный танец.