Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРИ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 89

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

СЕРИ́ (на язы­ке со­се­дей – яки и опа­та – «лю­ди [жи­ву­щие] на пес­ке»; са­мо­на­звание comcaac – «лю­ди»), ин­дей­ский на­род на се­ве­ро-за­па­де Мек­си­ки. Чис­лен­ность ок. 0,9 тыс. чел. Жи­вут на по­бе­ре­жье Ка­ли­фор­ний­ско­го зал. в по­сёл­ках Эль-Де­сем­бо­ке (юго-за­пад му­ни­ци­па­ли­те­та Пи­ти­ки­то) и Пун­та-Чу­эка (се­ве­ро-за­пад му­ни­ци­па­ли­те­та Эр­мо­си­льо) на за­па­де шта­та Со­но­ра. Язык (кмии­ке ии­том) изо­ли­ро­ван­ный (не­ко­то­рые пред­по­ла­га­ют даль­нее род­ст­во с язы­ка­ми юма); пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же исп. яз. (в осн. сре­ди муж­чин). При­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Пред­ки С. при­шли с се­ве­ра по по­бе­ре­жью Ти­хо­го ок. и рас­се­ли­лись по п-ову Ка­ли­фор­ния. В 17 – нач. 18 вв. на­счи­ты­ва­ли 6–7 тыс. чел. и бы­ли рас­се­ле­ны по по­бе­ре­жью от пус­ты­ни Аль­тар на се­ве­ре до устья р. Яки на юге и вверх по те­че­нию р. Со­но­ра до Эр­мо­си­льо. По­пыт­ки ие­зуи­тов в 17–18 вв. об­ра­тить С. в ка­то­ли­че­ст­во и вне­дрить сре­ди них зем­ле­де­лие вы­зва­ли вос­ста­ния в 1725–1726 и в 1748–52 и не увен­ча­лись ус­пе­хом. В 19 – нач. 20 вв. С. вклю­ча­ли три объ­е­ди­не­ния, под­раз­де­ляв­шие­ся на шесть тер­ри­то­ри­аль­ных групп (ихи­ции­тим). По­сто­ян­ные кон­флик­ты с па­па­го и мекс. по­се­лен­ца­ми, а так­же эпи­де­мии ос­пы и ко­ри при­ве­ли к со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти С. в 1930-е гг. до 200 чел.

Женщина сери. Фото 1890-х гг. Смитсоновский институт (Вашингтон).

С. за­ни­ма­ют­ся рыб­ной лов­лей, лов­лей мор­ских че­ре­пах, сбо­ром мол­лю­сков, со­би­ра­тель­ст­вом и охо­той. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Бы­ту­ют обы­чаи взаи­мо­по­мо­щи (обы­чай кии­мо­сим), из­бе­га­ния ме­ж­ду муж­чи­ной и его от­цом, дядь­я­ми по от­цу, брать­я­ми, со­вер­шен­но­лет­ни­ми сы­новь­я­ми и свой­ст­вен­ни­ка­ми. Со­хра­ня­ют культ ду­хов умер­ших, на­гуа­лизм (ду­хов-по­мощ­ни­ков по­лу­ча­ют в ви­де­ни­ях во сне); ми­фы о со­тво­ре­нии ми­ра Пе­ли­ка­ном и Че­ре­па­хой из до­бы­то­го со дна океа­на ила. Гл. празд­ник по­свя­щён мор­ской ко­жи­стой че­ре­па­хе Ка­гуа­ме, по­читае­мой как бо­же­ст­вен­ный пре­док С. Прак­ти­ку­ют­ся 4-днев­ные жен­ские ини­циа­ции, в про­шлом – воз­душ­ные по­гре­бе­ния (на по­мос­тах, де­ревь­ях). Раз­ви­ты из­го­тов­ле­ние фи­гу­рок жи­вот­ных из же­лез­но­го де­ре­ва (Olneya tesota – эн­де­мик пус­ты­ни Со­но­ра), узор­ное пле­те­ние из ве­ток кус­тар­ни­ка то­ро­те (Jatropha cuneata). Фольк­лор – пес­ни о ве­ли­ка­нах (ико­оси­ат), о вои­нах-ге­ро­ях (ики­мо­они), лю­бов­ные, ко­лы­бель­ные, по­ми­наль­ные (ико­оха), пес­ни кол­ду­нов (ха­каа­толь кои­ко­ос) в со­про­во­ж­де­нии муз. лу­ка (на кон­цах – две кор­зи­ны-ре­зо­на­то­ры), од­но­струн­ной скрип­ки, флейт, тре­що­ток, ока­рин и скреб­ков.

Лит.: McGee W. J. The Seri Indians. Wash., 1898; Bowen T. Seri // Handbook of North American Indians. Wash. 1983. Vol. 10: South­west; Felger R. S., Moser M. B. People of the desert and sea: Ethnobotany of the Seri Indians. Tucson, 1985; Bowen T., Moser M. B. Seri // Encyclopedia of world cultures. Bos­ton, 1995; Rentería R. F. Seris. Méx., 2007.

Вернуться к началу