СА́РА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СА́РА (нсара), народ на юго-западе Чада (префектуры Зап. Логон и Вост. Логон, Мандуль и Ср. Шари; крупнейший народ страны) и севере ЦАР (север префектур Уам-Пенде, Уам, Баминги-Бангоран и Вакага). В Чаде живут группы нгамбай (1,2 млн. чел.), кабба-лака (140 тыс. чел.), каба (45 тыс. чел.), гор (120 тыс. чел.), бедиондо мбай (120 тыс. чел.), манго (75 тыс. чел.), гулай (380 тыс. чел.), сар, или маджингай-нгама (450 тыс. чел.), мбай (200 тыс. чел.), нгам (100 тыс. чел.), каба-деми (95 тыс. чел.), каба-на (80 тыс. чел.) и куруми, или кулфе (10 тыс. чел.). В ЦАР проживают дагба (40 тыс. чел.) и каба-дунджо (6 тыс. чел.), а также 3 тыс. кабба-лака, 100 тыс. каба, 10 тыс. мбай, 25 тыс. нгам и 20 тыс. каба. Проживают также в Судане и Камеруне. Общая численность до 4 млн. чел. (2014, оценка). Близки к багирми. Языки группы сара ветви бонго-багирми центральносуданских языков; имеют письменность на основе лат. алфавита. Распространён также франц. яз. В осн. приверженцы традиц. верований, около трети – христиане (гл. обр. католики, а также лютеране и баптисты) и мусульмане-сунниты (т. н. рунги).
С. считаются автохтонным населением региона. В 16–19 вв. были данниками Вадаи, Борну и Багирми. В 19 в. возникли вождества, важнейшее – у сар с центром в Бедайе, возглавляемое правителем-мбанг. В кон. 19 в. покорены гос-вом Раббаха, затем – Францией. В колониальную эпоху мн. С. служили во франц. армии, воевали во 2-й мировой войне. В 1960–78 контролировали властные структуры (к ним принадлежал первый президент Чада Ф. Томбалбай).
Традиц. культура типична для Суданской подобласти Зап. Африки. Осн. занятие – ручное земледелие (просо, фонио, сорго, кукуруза, бобовые, ямс, батат, маниок), разводят мелкий рогатый скот, развито рыболовство, сохраняются охота и собирательство. В 1-й пол. 20 в. стали выращивать хлопок. Развиты кузнечество, гончарство, плетение, резьба по дереву. Поселения (гирбе) разбросанные, жилище круглое с глинобитным полом, соломенной или травяной крышей, стенами из веток, обмазанными изнутри глиной. Зернохранилища строятся на столбах. Традиц. мужская и женская одежда – набедренные повязки из кожи, коры, листьев, растит. волокон. Практикуются обрезание, татуировка, скарификация, подпиливание зубов, замужние женщины носят лабретки. Основу социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины, родовая организация (гирка) и тайные союзы (Йо и Йондо). В 1970-е гг. Ф. Томбалбай ввёл инициацию в союз Йондо как обязат. обряд (антихристианский) для военных и гос. служащих. Счёт родства патрилатеральный. Практикуются также полигиния, брачный выкуп, левират, сорорат. Распространены культы одушевлённых сил природы (бесиги), предков (бадиги), представления о злых духах, колдунах (кума) и верховном существе и творце Нубу. Осн. функция вождя – вызывание дождя.
Фольклор – песни, сказки, пословицы.